Как был расписан потолок Сикстинской капеллы?

потолк Сикстинской капеллы

При росписи потолка Сикстинской капеллы в начале XVI в. Микеланджело пришлось преодолеть несколько серьезных препятствий. Первым из них были свойства самого потолка, представлявшего собой цилиндрический свод с изогнутой поверхностью. К тому же этот свод пересекался с другими сводами меньшего размера, расположенными над окнами, что еще больше затрудняло работу. Фактически, потолок не имел ровных поверхностей, за исключением небольших участков вокруг окон, где художнику также пришлось расписать серию люнетов в форме полумесяца. В результате, прежде чем взяться за кисть, Микеланджело пришлось придумывать, как на таких неровных поверхностях изобразить реалистичные человеческие фигуры в движении. То, что ему это удалось, свидетельствует о его огромном мастерстве.

Еще одна сложность при росписи потолка Сикстинской капеллы заключалась в том, как туда добраться, поскольку его высота составляет 20 м. К счастью, начатая в 80-х гг. кампания по реставрации капеллы выявила способ, с помощью которого Микеланджело удавалось добираться к потолку: он соорудил сложную систему лесов. Леса состояли из моста со сквозными фермами, охватывавшего весь диаметр свода и установленного на рельсах под прямым углом к стенам. Это позволяло Микеланджело добираться до всех частей потолка, поскольку леса можно было передвигать по рельсам – за один сеанс расписывалась лишь четверть площади свода, так как для работы художнику нужен был свет из окна. Интересно, что отверстия для установки этого сооружения по-прежнему можно увидеть в стенах.

Третья проблема заключалась в создании наброска для всего потолка. Для этого Микеланджело разделил свод на части, протянув натертые мелом веревки из одного края капеллы в другой с помощью своих ассистентов, а затем приложил их к приготовленному гипсу. Таким образом, он составил план всей линейной структуры, одинаковой для всего здания.

Основным препятствием на пути Микеланджело был сам масштаб работы, и невероятно, что для ее завершения потребовалось всего 4 года. Роспись потолка была серьезной технической задачей, поэтому в помощь себе художник пригласил в Рим своих друзей из Флоренции.

Помимо росписи повторяющихся элементов, таких как колонны и статуи, друзья помогали ему строить леса и готовить гипсовый раствор, а также краски, приводить в порядок кисти и создавать на бумаге полномасштабные наброски для перенесения их на поверхность свода. Для этого бумагу прижимали к потолку, прокалывали вдоль контуров маленькие дырочки, а затем посыпали черной меловой пылью для создания пунктирных линий на гипсе.




Поделиться ссылкой