Филиал музея современного искусства Соломона Гуггенхайма в Бильбао признан одним из интереснейших проектов в истории архитектуры. Союз интуиции с компьютерными процессами проектирования, производства и сборки породил сооружение, ставшее изумительным техническим достижением и яркой демонстрацией возможности современных технологий.
Проведенный в 1991 г. конкурс на проект музея выиграл архитектор из Лос-Анджелеса Фрэнк О. Генри. До этого Генри проектировал жилые дома в Калифорнии, Толедскую школу искусств и даже создал Концертный зал Диснея в Лос-Анджелесе. Под музей было отведено заметное место на берегу реки Нервион, окруженное грузовыми складами, железнодорожными путями и ведущими на мост эстакадами.
Конфигурация форм здания первоначально была разработана вручную на ряде приблизительных картонных моделей. Но только с помощью компьютера удалось сделать этот проект технически и экономически выполнимым. Генри был первым архитектором, который воспользовался программой CATIA, созданной французским космическим ведомством. В отличие от большинства архитектурных программ, она могла работать с плоскостями, а не с многоугольниками. Картонные модели оцифровали и превратили в постоянно искривляющиеся поверхности на экране компьютера. А затем на компьютерной моделе были определены внутренние и внешние контрольные поверхности в качестве отправных точек для здания.
Стальной связующий каркас, состоящий из широких секций трехметровой решетки, на самом деле очень прост. Большая часть его элементов — прямые секции, а пластичность общей формы достигается за счет их соединения. Между ячеистым стальным каркасом и контрольными поверхностями расположены внутренний и наружный слои вторичной конструкции. Горизонтальный изгиб поверхностей сформирован стальными трубами диаметром 60 мм, наложенными на первичный каркас и соединенными с ним универсальными креплениями.
Для перевода линейных каркасных чертежей в трехмерную компьютерную модель стальных конструкций была задействована еще одна программа — BOCAD, разработанная для строительства мостов и дорог. В итоге в здании нет двух одинаковых стальных элементов — каждый вырезан индивидуально. Чтобы не запутаться в деталях, каждый элемент конструкции получил свой штрих-код. На стройплощадке штрих-коды считывались, и подключенное к CATIA лазерное оборудование надзора позволяло поместить каждый компонент на место, определенное его координатами на компьютерной модели. Этот метод позволил избежать накопления погрешностей и обеспечил точность, необходимую для создания столь сложных геометрических форм. В 1997 г. немыслимое и смелое по формам здание было открыто для публики.
Постоянные экспозиции музея посвящены искусству XX в. Это прежде всего инсталляции, электронные работы, абстракции и авангард, которых гораздо больше, чем картин или скульптур. В галерее Арцелор находятся, пожалуй, главные экспонаты музея. Это серия скульптур Ричарда Серра «Суть времени», выполненных из атмосферостойкой стали. Их общий вес составляет около 300 т. Инсталляция представляет собой конструкцию из огромных листов стали, закрученных волнами и спиралями. Если затраченные на ее покупку средства разделить на общий вес работы, то получится всего 40 долларов за килограмм, что для такого произведения искусства не так уж и дорого. Если бродить между изгибающимися листами спирали больше 10 минут, начинаешь теряться в пространстве и времени.
История создания музеев Гуггенхайма (испанский не единственный, первый музей Гуггенхайма был открыт в Нью-Йорке) берет свое начало еще в 1937 г., когда американский промышленник и меценат Соломон Гуггенхайм создал Фонд поддержки современного искусства. Вскоре был открыт и нью-йоркский музей, в основу которого легла семейная коллекция произведений художников-абстракционистов, собранная в 1920-х гг.
Музей работает со вторника по воскресенье, а в июле и августе все семь дней в неделю. Лишь 25 декабря и 1 января музей закрыт для посещения.
Музей расположен на берегу реки Нервьон в Бильбао. Добраться до него можно на трамвае, выйдя на остановке Гуггенхайм. В 500 м от музея также располагается станция метрополитена.