Гиперреализм (1990-е — начало XXI века)

В конце 1960-х в Америке, наряду с другими художественными направлениями, противоположными концептуальному и абстрактному искусству, возник фотореализм — почти ювелирного качества живопись, где конечный результат практически неотличим от фотографии. Не следуя никакой особенной идее, посредством идеально отточенной техники художники стремились создать всего лишь идеально реалистичное произведение.

Несмотря на сходство с фотореализмом, гиперреализм все же не настолько прямолинеен. Произведения художников конца ХХ века, не менее тщательно выполненные, чем фотореалистические, все же содержали гуманистические идеи. С точки зрения жанра они довольно разнообразны — портреты, пейзажи, городские зарисовки, натюрморты и жанровые сцены. При общем стремлении скрыть воздействие личности автора, работы эмоциональны и отражают индивидуальность автора не менее ярко, чем экспрессионизм.

Общественное сознание

Фотореализм развивался на основе поп-арта, и потому, изображая приземленные, повседневные предметы, художники придавали особое значение совершенству технических навыков. Авторы поп-арта сознательно избегали политической тематики, человеческих эмоций, элементов повествовательности.

Гиперреализм, напротив, затрагивает современные культурные, политические и социальные проблемы, поднимая темы страдания, вульгарности консьюмеризма, положения рабочего класса и хрупкости человеческого бытия. Первыми гиперреалистами были американцы Денис Петерсон (р. 1945), Ричард Эстес (р. 1936), Одри Флэк (р. 1931) и Чак Клоуз (р. 1940).

Каждое произведение требует многих месяцев кропотливой работы. Художники пользуются крошечными кистями, нанося едва заметные мазки; скульптуры выполнены из материалов, которым легко придать самую сложную форму. Многие гиперреалисты копируют фотографии, порой предлагая зрителю решить, что именно перед ними: живописное произведение или фотоснимок, скульптура или подлинный предмет.

Денис Петерсон
Денис Петерсон
Ричард Эстес
Ричард Эстес
Одри Флэк
Одри Флэк

Насколько реальна реальность?

Гиперреализм всегда иллюзорен, хотя мельчайшие детали создают ощущение реальности даже более точное, чем фотография или сама действительность. Идея заключается не в том, чтобы создать буквальную копию фотографии или предмета, но привлечь внимание к тем аспектам, которые кажутся существенными самому художнику. Текстура, поверхность, световые эффекты, светотени кажутся ярче и контрастнее, чем в оригинале. Технической основой стиля стали фотореализм и фотография высокого разрешения, сделанная цифровой камерой или при помощи компьютера.

В основу философии гиперреализма легли различные теории, в частности идеи социолога, фотографа и политолога Жана Бодрийяра (1929—2007), который размышлял о неспособности современного общества отличить реальность от вымысла. Бодрийяр и другие задавались вопросом, что же является «подлинным» в мире, где любое событие или явление может быть создано средствами массовой информации.

Жан Бодрийяр
Жан Бодрийяр

Жанры и темы работ определяются интересами художника: произведения Эстеса — это жутковатые городские пейзажи, странные тени и безликие здания (очень похожие на метафизическую живопись де Кирико); монументальные портреты Клоуза смущают зрителя неожиданными и неестественными пропорциями; работы Готфрида Хельнвайна (р. 1948) о Холокосте и нацизме или цикл Петерсона, изображающий в деталях человеческие страдания, вызывают в зрителе глубочайшее сочувствие.

«Я полагаю, живопись — это фиксация решения, принятого художником. Я просто выражаю его чуть яснее, чем большинство людей» Чак Клоуз

Непредсказуемость

Гиперреалисты создали множество произведений, отражающих их личное восприятие политических и социальных вопросов: тоталитарных режимов, расовой и религиозной нетерпимости, преследований и дискриминации, безразличие общества к слабым и незащищенным людям, к условиям их жизни. Гиперреалистические изображения часто оказываются неожиданными для зрителя. Это сочетание несовместимого, удивительные размеры или неприятная правда, которую в других обстоятельствах мы предпочли бы игнорировать. Скульптуры Рона Муека — «Маска» (1997); крошечный силиконовый «Мертвый папа» (1996-1997); «В постели» (2005) — огромная, невероятно правдоподобная скульптура женщины, лежащей на кровати) — заставляют зрителя по-новому взглянуть на привычные вещи.

А вот Дуэйн Хансон (1925-1996) изображает обычных американцев, но с такой степенью натурализма, что они неотличимы от живого человека даже с близкого расстояния, и это тоже побуждает зрителя задуматься о своем отношении к людям. Некоторые из картин гиперреалистов выполнены при помощи аэрографа, акриловыми или масляными красками, в комбинированной манере. Мощные тревожные работы Дениса Петерсона, обычно целые серии работ, посвящены тяжелым темам: геноцид, боль и страдания, вызванные военными конфликтами.

Провокационные моменты изображены в мельчайших подробностях и композиционно решены так, чтобы зритель оказался внутри ситуации и почувствовал дискомфорт. Свои личные эмоции автор старается не демонстрировать, позволяя зрителю составить собственное мнение о происходящем.

«Суть в том, чтобы отделить средство, при помощи которого зритель взаимодействует с реальностью, то есть ложность и иллюзорность образа, который, к сожалению, столь убедителен» Денис Петерсон

Механические методы

Гиперреализм требует высочайшего уровня владения техникой живописи и предельной аккуратности, но большинство мастеров применяют в своей работе достижения технологии — фото- и мультимедиа проекции, которые можно просто обвести на холсте. Некоторые используют и традиционную методику масштабной сетки, а для удобства смешивания красок применяют аэрограф. Скульпторы часто накладывают полиэстер на тело модели, получая идеальное подобие формы.

Рон Муек

Работы австралийского скульптора Муека (р. 1958) — идеальное проявление гиперреализма. Предельно правдоподобные, неожиданного размера (громадные или микроскопические), они ставят зрителя лицом к лицу с гипертрофированной реальностью. Используя силикон, синтетическую смолу, полиуретан, мастер воссоздает мельчайшие детали — морщины, щетину, пятнышки на коже, — вызывая в зрителе чувство неестественности происходящего и вынуждая пересмотреть представление о том, что ранее казалось очевидным. С 1997-го по 2000-е годы Муек участвовал в передвижной выставке «Sensation», проходившей в Британии, Берлине, Америке и Австралии. Итогом ее стала не только популярность самого автора, но и выдвижение гиперреализма на передовые позиции современного искусства.

«Маска II», Рон Муек, 2002
«Маска II», Рон Муек, 2002



Поделиться ссылкой