«Я пытался сделать невозможное — нарисовать сам свет.»
Клод Моне
Импрессионизм — «порождение настроения и мгновения», особое направление в европейском искусстве последней трети XIX — начала XX века. Импрессионизм возник во Франции и постепенно распространился по всему миру, оказав влияние не только на живопись, но и на литературу и музыку.
Бывало ли так, что из критического замечания родилось целое направление в искусстве? Оказывается, да. Термин «импрессионизм» произошел от названия картины Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце» («Impression. Soleillevant»), представленной на парижской выставке 1874 года. Рассказывая об этой выставке, журналист сатирической газеты пренебрежительно назвал участвовавших в ней художников импрессионистами, отмечая, что в их полотнах нет ничего, кроме впечатления (impression). Так и появилось наименование нового стиля. Из духа противоречия, свойственного первооткрывателям, художники подхватили этот термин, и он прижился, утратив отрицательный смысл. Понятие «импрессионизм» относится в большей степени к методу написания картин, чем к творческим взглядам этих художников.
Своей главной задачей импрессионисты считали передачу впечатления, а для этого нужно было, что называется, ловить момент, запечатлевать реальный мир во всей его изменчивости. Внутри студии было невозможно достичь такого эффекта, и художники выходили «в мир» — на пленэр, где быстро набрасывали эскизы, стараясь уловить естественное освещение и настроение момента.
Для художника-импрессиониста важнее не то, что изображено на картине, а как именно это изображено. Многие работы импрессионистов и в самом деле хранят слепок первого впечатления — в мастерской кисть живописца их уже не касалась, и они выставлялись и продавались как есть, пусть даже с некоторыми помарками и огрехами. Но в этом живом течении жизни и кроется прелесть импрессионизма, секрет его неизменной популярности.
«Импрессионизм — рождение света в живописи» (Р. Делоне)
Можно сказать, что импрессионисты довершили то, к чему художники всех прежних стилей только приближались: они отвергли любой академизм не только в оформлении работ, но и в сюжетах. Импрессионистов не интересуют застывшие, выдуманные формы. Они больше не воплощают библейские, мифологические и литературные сюжеты — им важна исключительно современность в своем самом непосредственном проявлении.
На полотнах импрессионистов появились обычные люди, которые ходят по улицам, работают, отдыхают, флиртуют, танцуют, обедают в кафе. При этом художники не заставляли людей позировать, а в буквальном смысле рисовали жизнь с натуры. Так появился совершенно новый жанр изобразительного искусства — городской пейзаж.
Одной из главных «моделей» импрессионистов стала живая, непосредственная, никак не приукрашенная природа. Одни и те же места импрессионисты рисуют при разном освещении, при разной погоде и в разное время суток, стремясь передать течение времени, переменчивость и мимолетность каждого мгновения.
Многие импрессионисты, например Камиль Писсарро, полностью отказались от черной краски
Эдуард Мане (1832–1883) был одним из родоначальников импрессионизма и известным «скандалистом от искусства»: его картина «Купание» («Завтрак на траве»), выставленная в Париже в 1863 году, вызвала возмущение зрителей тем, что двое одетых мужчин на ней завтракали в обществе обнаженной дамы.
Клод Моне (1840–1926) первым начал много работать на пленэре, утвердив, таким образом, основные принципы творчества импрессионистов.
«Я могу рисовать только то, что я вижу» (К. Моне)
Альфред Сислей (1839–1899) отдавал предпочтение нежным, красочным, «воздушным» пейзажам, стремился поймать и отобразить живой нерв природы.
Эдгар Дега (1834–1917) и Огюст Ренуар (1841–1919) изображали людей, точно и натуралистично передавая их движение, характер, особенности внешности.
Первая женщина-импрессионист — Берта Моризо (1841–1895).
Пейзаж — самый популярный жанр импрессионизма. Например, в знаменитых сериях Клода Моне определенный «фрагмент мира» (Руанский собор, вокзал Сен-Лазар, Темза) представал в различное время и при разных погодных условиях. Можно вспомнить и его «кувшинки», которые художник неутомимо писал при разном освещении и в разное время суток.
Стройность и разнообразие городских пейзажей Парижа и Руана великолепно передают работы Альфреда Сислея: туманная дымка над полями, рассеянный солнечный свет, легкость бегущих по небу облаков.
«Ничто в искусстве не должно казаться случайным, ни один жест». Э. Дега
Импрессионисты старались сочетать чистые цветовые тона: ушли в прошлое черные тени и контуры, мрачные землистые краски уступили место свежим и ярким. Благодаря этому картины в жанре импрессионизма были наполнены солнцем и воздухом, казались подвижными и живыми.
Для подбора цветовых сочетаний художники пользовались принципом цветового круга, что позволяло свести палитру всего к шести краскам. В цветовом круге основными цветами являются желтый, красный и синий, промежуточными — оранжевый, зеленый и фиолетовый. Дополнительные цвета расположены друг напротив друга и образуют пары: красный — зеленый, синий — оранжевый, желтый — фиолетовый. Оттенки серого в цветовом круге отсутствуют.
Изобретенный в середине XIX века фабричный способ изготовления и упаковки красок подарил художникам неограниченную мобильность. Краски в тюбиках не засыхали, как раньше, что давало возможность сколько угодно работать вне мастерских — на природе, на улицах, в кафе, ловя интересные моменты и сохраняя свежесть непосредственного впечатления. «Без красок в тюбиках не было бы импрессионизма!» — справедливо заметил Огюст Ренуар.
«Нужно идти в направлении классики, но через натуру, то есть через ощущение» (П. Сезанн)