Отчасти как реакция на легкомысленные произведения рококо, отчасти в ответ на ошеломляющее открытие древнеримских городов, погребенных под вулканическим пеплом, вторая половина XVIII столетия ознаменовалась продуманным, тщательно разработанным возрождением строгих канонов античного искусства и искусства Возрождения.
В 1738 году в Геркулануме, а в 1748 году в Помпеях начались масштабные археологические раскопки. И уже через несколько лет взглядам современников полностью открылись города, погребенные под слоем вулканического пепла во время извержения Везувия в 79 году. Беспрецедентная находка поражала воображение: люди, домашние животные, здания, улицы, вещи — все прекрасно сохранилось в пепле. Остатки памятников архитектуры и искусства вдохновили мастеров Нового времени, взявших за образец чистоту линий и идеальные формы античной цивилизации.
Наряду с открытиями в Геркулануме и Помпеях новый импульс течению придал немецкий философ и историк искусства Иоганн Винкельманн, опубликовав в 1755 году масштабное исследование «Размышления о подражании греческим творениям в живописи и скульптуре». Утверждение, что наиболее существенными аспектами классического искусства являются «благородная простота и сдержанное величие», вдохновило целое поколение художников.
Неоклассицизм начинался как бунт против фривольной ветрености рококо, словно воплощавшего в себе мировоззрение французской аристократии. В 1760-е, накануне Великой Французской революции, художники обращаются к сюжетам из греческой и римской истории, изображая иные ценности — аскетизм, отвагу, честность, гражданское мужество, самопожертвование, — порождавшие сравнение республиканских порядков Древней Греции и Рима и современной борьбы за демократию во Франции. Конец аристократическому правлению во Франции положила революция, в результате которой Франция стала республикой.
Новые лидеры намеревались создать правительство, опирающееся в своей деятельности на высокие моральные и нравственные принципы эпохи Древнего Рима, поэтому соответствующие сцены из римской истории стали еще более популярным мотивом в изобразительном искусстве. В творчестве художников преобладали четко прорисованные линии, чистые цвета, приглушенная палитра. Хотя в целом направление было известно во всей Европе, доминирующие позиции оно занимало только во Франции и Англии, где выражало позицию и мировоззрение правящего класса, его ценности — национализм, честь, чувство собственного достоинства и законность.
«Придать совершенную форму чьей-либо мысли: это и только это означает быть художником» Жак Луи Давид
Неоклассическое искусство было строгим и дисциплинированным; мастера использовали точные и аккуратные приемы, имитируя форму и содержание классических произведений. Художники применяли строгие темные тона, лишь иногда добавляя яркие блики, используя контрасты chiaroscuro. Качество рисунка и линии считалось гораздо более важным, чем цвет, свет и атмосфера. Скульпторы также подчеркивали чистоту линий и ракурса, придавая поверхностям дополнительный блеск. Подобная педантичность была отчасти реакцией на откровенный гедонизм рококо и эмоциональность барокко. Множество серьезных и масштабных тем было заимствовано из классической истории и мифологии, вдохновлено произведениями Гомера и Плутарха, а также иллюстрациями к «Илиаде» и «Одиссее» английского художника Джона Флаксмана (1755-1826).
Придя к власти в 1790-е, Наполеон оказал существенное влияние на развитие неоклассицизма, предложив художникам переключиться с античной тематики на современную историю. Он заказал собственные портреты, где был изображен как национальный герой, вызывающий восторг и уважение. Колонны, фронтоны, фризы, одежда и прочие атрибуты классической эпохи все еще появлялись на полотнах мастеров неоклассицизма, но все чаще основными персонажами становились герои современности и события недавней истории, а композиция все усложнялась.
Неразрывную связь неоклассицизма с Французской революцией демонстрирует в своем творчестве Жак Луи Давид (1748-1825), игравший немалую роль и в политике того времени. За период от начала революции до падения Наполеона I он создал серию работ, которые стали своеобразной пропагандой революционных идей; его живопись отчасти способствовала установлению императорской власти в стране.
«Придать совершенную форму чьей-либо мысли: это и только это означает быть художником»
Жак Луи Давид
Одним из многих учеников Давида был Жан Огюст Доминик Энгр (1780-1867). Сам он политикой не занимался, юность провел в Италии и возвратился во Францию уже после реставрации монархии, но всю свою долгую жизнь считался корифеем неоклассицизма. Мастер точного рисунка и классического сюжета, он стал столпом французской живописи первой половины XIX века и придерживался канонов неоклассицизма, даже когда тот давно вышел из моды.
Другим значительным представителем этого направления был Антон Рафаэль Менгс (1728-1779), известный в свое время как величайший живописец Европы. Он знаменит также своим трактатом «Мысли о красоте и вкусе», опубликованным в 1762 году. Ведущим скульптором неоклассицизма являлся венецианец Антонио Канова (17571822), автор знаменитых мраморных скульптур, утонченно и изысканно демонстрирующих очарование живого тела. Жан-Антуан Гудон (1741-1828) известен как создатель скульптурных портретов философов, изобретателей и политических деятелей эпохи Просвещения.
С этой работы началась слава Давида. Простая композиция, соответствующая канонам неоклассицизма, где фигуры образуют треугольник или прямоугольник. Резкий свет подчеркивает резкость композиции. Картина изображает историю конфликта между Римом и городом Альба-Лонга в 669 г до н. э., который должен был разрешиться поединком лучших бойцов с обеих сторон — трех братьев Горациев и трех братьев из рода Куриациев. Но одна из сестер Куриациев была замужем за одним из Горациев, в то время как одна из сестер Горациев была обручена с Куриацием. Несмотря на мольбы женщин, отец Горациев настоял на поединке. Давид намеренно создал произведение, декларирующее приоритет революционных, или государственных, интересов над личными.