Классицизм: возврат к идеалам античности

К началу XVIII века строгий классический стиль постепенно вытеснил причудливое барокко. За образец гармонии и соразмерности вновь была принята Античность. В век классицизма господствовали идеалы красоты, близкие античным.

Ярче всего классицизм проявился в архитектуре, однако его влияние заметно также в скульптуре и живописи.

Черты нового стиля

В XVIII столетии Европа начала уставать от пышного барокко. Но только ли жажда новизны стала причиной появления нового стиля?

Бурное развитие науки и предпринимательства сделало людей более практичными. Искусство стали воспринимать уже не как результат стихийного творческого порыва, а как плод разума, логики и зрелого размышления художника.

Укрепление власти монархов, в частности во Франции, потребовало нового художественного языка, которым и стал классицизм, зародившийся при «короле-солнце» Людовике XIV.

В этом стиле все лишние украшения отбрасываются в пользу вечного, неизменного и наиболее существенного. Общественное властвует над личным, разум — над чувствами. Появляется строгая иерархия жанров, их смешение не допускается. Так, к высокому жанру в живописи относились историческая, религиозная и мифологическая картина, а к низкому — портрет, пейзаж, натюрморт, бытовые сценки. Художники, скульпторы, архитекторы берут за образец искусство Древней Греции и Древнего Рима. Античные герои становятся примером для подражания. Строгие архитектурные линии подчеркивают незыблемость власти и полностью соответствуют новым градостроительным задачам: практичности, величию, строгости.

«Если классическое искусство холодно, то это потому, что пламя его вечно.» С. Дали

Начало классицизма в живописи

В 1648 году во Франции по инициативе «первого живописца короля» Шарля Лебрена (1619–1690) была основана Академия живописи и скульптуры, на долгие годы оставшаяся «матерью классицизма». Свое почетное звание (и, кстати, пожизненную пенсию) Лебрен получил за серию полотен, посвященных Александру Македонскому.

Шарль Лебрен «Апофеоз Людовика XIV»
Шарль Лебрен «Апофеоз Людовика XIV» (1677) Пример постепенного перехода от барочной живописи к классической

Французский художник Никола Пуссен (1594–1665) одним из первых обратился к античному наследию и традициям Леонардо да Винчи и Рафаэля. Он стремился к ясности, гармонии и соразмерности композиции, считая именно их идеалом красоты. Его полотна «Парнас», «Суд Соломона», «Великодушие Сципиона» воспевают силу человеческих характеров, мужественность поступков, прославляют торжество любви и высшей справедливости.

Никола Пуссен «Нимфа Сиринкс, преследуемая Паном»
Никола Пуссен «Нимфа Сиринкс, преследуемая Паном» (1638) Классический античный сюжет с пока еще барочной сложной композицией

Еще один представитель раннего классицизма — Клод Лоррен (1600– 1682). В отличие от Пуссена, его привлекали не героические сюжеты, а тема гармонии человека и природы. По свидетельству современников, Лоррен «старался разными способами подступиться к природе: лежал с раннего утра до поздней ночи под открытым небом, стремясь постигнуть, как наиболее правдоподобно написать зарю на рассвете и в часы заката; и когда ему удавалось уловить искомое, он тотчас приводил свои краски в согласие с увиденным, бежал с ними домой и применял их к задуманной им картине, достигая тем высшей правдивости, не известной до него». Удивительно точные по цвету и совершенные по исполнению, полотна Лоррена по сей день являются образцом для пейзажистов.

Клод Лоррен «Отплытие царицы Савской»
Клод Лоррен «Отплытие царицы Савской» (1648). Лоррен был блестящим мастером света, он оказал огромное влияние на развитие пейзажа в целом

Наследие римских героев и классическая скульптура

Стиль Жака-Луи Давида (1748–1825) основан на детальном знакомстве с античными памятниками искусства, в том числе со скульптурой. Начатые в то время раскопки Помпей, засыпанных пеплом Везувия, подарили художникам много нового материала для вдохновения. Наиболее известны картины Давида «Клятва Горациев», которую он написал по заказу короля Людовика XVI, и «Брут». Обе они прославляют верность долгу и родине, причем на втором полотне эти ценности ставятся даже выше родственных уз: главный герой изображен в тот момент, когда он приказывает казнить собственных сыновей за участие в заговоре против государства.

Жак-Луи Давид «Любовь Париса и Елены»
Жак-Луи Давид «Любовь Париса и Елены» (1788) Художник скрупулезно подражает античным традициям
Жак-Луи Давид «Смерть Сократа»
Жак-Луи Давид «Смерть Сократа» (1787). Характерное для классической живописи восхищение мужеством и стойкостью духа
Жак-Луи Давид был участником французской революции, а после прихода к власти Наполеона стал его горячим сторонником

Вершиной классицизма в жанре скульптуры считаются работы итальянца Антонио Кановы (1757–1822). Они пропорциональны и совершенны: в них словно нет ни одного изъяна. Почему же современники подчас критиковали их? Как ни странно, Канову обвиняли в том, что в своем стремлении к идеалу он доходит порой до холодности, недопустимой в искусстве. Наследие Кановы творчески переосмыслил датский скульптор Бертель Торвальдсен (1770–1844). Его лучшие творения созданы в основном на античные сюжеты. Торвальдсену, как никакому другому скульптору эпохи классицизма, удалось передать суть искусства Древней Греции и Древнего Рима, его стремление к идеалу красоты и гармонии. Портретные бюсты, созданные Торвальдсеном, пользовались спросом по всей Европе.

Бертель Торвальдсен «Ганимед, кормящий Зевсова орла»
Бертель Торвальдсен «Ганимед, кормящий Зевсова орла» (1817) Совершенство техники Торвальдсена роднит его работы с лучшими античными образцами

Архитектура. Закат классицизма

Постройки эпохи классицизма — это симметрия, строгость, монументальность, приятная глазу сдержанность внутреннего и внешнего убранства.

В этот период воплощались в жизнь многие масштабные проекты: в крупных городах Европы и Америки (Берлине, Санкт-Петербурге, Мюнхене, Варшаве, Филадельфии) строились впечатляющие архитектурные ансамбли, напоминающие громады греческого Парфенона и Римского форума.

Известнейшим архитектором той эпохи был венецианец Андреа Палладио. В его творчестве принципы классицизма отразились во всей полноте. Со временем в, казалось бы, строго классических произведениях искусства начали проявляться некие новые веяния. Так, на полотнах французского живописца Жана Огюста Доминика Энгра (1780–1867) при соблюдении всех канонов классицизма присутствует восточный колорит. А в произведениях россиянина Карла Брюллова (1799–1852) стали заметными черты романтизма — обращение к сильным чувствам и переживаниям конкретной личности.

Жан Энгр «Эдип и Сфинкс»
Жан Энгр «Эдип и Сфинкс» (1808) Представлен момент отгадывания Эдипом загадки Сфинкса

Что ж, в развитии каждого стиля неизбежно наступает кризис, которому как раз и предшествуют эти новые веяния. Строгость и гармония классицизма постепенно стали вырождаться в бездушную схематичность. Живой диалог со зрителем сменился сухим, почти научным подходом.

Эту позднюю стадию классицизма называют академизмом — он тоже подражал античности, но делал это скорее рассудочно, чем под влиянием вдохновения. И к середине XIX века его постепенно сменил новый стиль изобразительного искусства — реализм. К образцам академизма принято относить, например, произведения британского художника нидерландского происхождения Лоуренса Альма Тадемы (1836–1912). Для его картин (Тадема писал преимущественно на историческую тематику) характерны тончайшая проработка деталей и высокая историческая достоверность. Правда, по мнению критиков, полотна подчас отличаются излишней театральностью и «постановочностью». Творческое наследие мастера составляют сотни картин, среди которых «Посвящение Вакху», «Розы Гелиогабала», «Женщины Амфисса» и другие.

Особый жанр искусства эпохи классицизма — надгробный памятник, выполненный подчас в виде античной статуи или саркофага



Поделиться ссылкой