Форт Либава (Лиепая, Латвия)

Современный город Лиепая расположен на берегу Балтийского моря. Первое упоминание в летописи о нем встречается в 1253 г., как о небольшом рыбацком селении Лива, расположенном в устье одноименной реки, вытекающей из Либавского озера.

Разрушенные береговые укрепления форта Либава
Разрушенные береговые укрепления форта Либава

С 1609 г. населенный пункт входил в состав Курляндского герцогства, и 13 марта 1625 г. герцог Фридрих даровал Ливе городские права, а заодно и новое имя — Лиепая.

В 1795 г. Курляндия была присоединена к Российской империи. Это благотворно сказалось на развитии торгового порта Либавы (как он стал называться), который уже в 1831 г. получил права гавани первого класса. Товары сюда поступали не только из окрестных губерний, но и из Орловской, Калужской, Смоленской, Полтавской и Черниговской, а вывозились в Англию, Германию, Голландию, Бельгию, Швецию, Францию и другие европейские страны.

После поражения в Крымской войне морское министерство России заинтересовалось балтийскими незамерзающими гаванями, чтобы впредь не обрекать боевые корабли на полугодовой ледовый плен в Кронштадте. Уже в 1856 г. был образован особый Комитет по береговой обороне под представительством генерал-адмирала великого князя Константина Николаевича. Было рассмотрено множество проектов, но дело застопорилось из-за отсутствия финансирования.

Останки форта Либава
Останки форта Либава

1 марта 1881 г. Александр II был убит народовольцами, на престол взошел Александр III, который отправил генерал-адмирала в отставку. Морское ведомство возглавил брат царя, князь Алексей Александрович. Под его руководством в том же 1881 г. был разработан план развития Балтийского флота, в котором говорилось, что «основная задача для наших морских сил в Балтийском море заключается в обеспечении за нами первенствующего значения, сравнительно с флотами других прибрежных держав. Для этого флот наш должен не уступать германскому, а если возможно, то иметь перевес над ним в открытом море. Оборона берегов Балтийского моря должна быть активная, не допускающая блокады и готовая воспользоваться всяким удобным случаем для перехода в наступление». План был одобрен Александром III, и оставалось только выбрать передовой незамерзающий порт, который для защиты кораблей от нападения с суши и с моря должен быть превращен в крепость. Выполнить задуманное с наименьшими затратами можно было в Либаве, располагавшей к этому времени и крупным портом, и железной дорогой. Кроме того, повышению обороноспособности города могли поспособствовать два озера, вытянувшиеся параллельно берегу моря: немногочисленные форты можно было расположить на перешейках.

15 января 1890 г. царь Александр III подписал указ о строительстве военно-морской крепости. Морское министерство предполагало создать новую базу флота в Либаве в два этапа: сначала построить аванпорт, а затем, согласовав проект с военным министерством, и сам порт. 19 января 1890 г. руководить строительством порта был назначен полковник И.Г. Макдональд. На сооружение аванпорта отводилось пять лет. Параллельно со строительством портовых сооружений началось возведение крепости. В море, у северных ворот аванпорта, было решено соорудить насыпной форт, между озерами наметили еще один, дополненный 8 батареями, защищенными водяным рвом. Планировалось также укрепить перешейки, отделяющие озера от моря, к югу и северу от города. Замыкали оборонительную линию еще восемь береговых батарей, вооруженных 135 пушками разного калибра и 90 мортирами. Сухопутный фронт получал 330 пушек и 54 мортиры. В ходе строительства проект претерпел ряд изменений, в частности, было уменьшено количество артиллерии.

К 1895 г. на территории крепости уже насчитывалось 6 каменных сооружений, 26 деревянных казарм и множество других построек. Гарнизон будущей твердыни к этому времени состоял из одного пехотного батальона и двух батальонов крепостной артиллерии. Правда, ни одного орудия в Либаву к этому времени еще не поступило, хотя ориентировочно число орудий для приморского фронта определялось в 185, а для сухопутного — в 472 единицы. Первые орудия на вооружении батарей Либавской крепости появились только в 1898 г. — на береговых батареях было установлено 12 орудий и 18 мортир, а на сухопутном фронте всего одна 57-мм пушка.

Третья батарея (вид слева)
Третья батарея (вид слева)

В начале XX в. оборонная стратегия России была пересмотрена. Отныне русской армии предстояло развертываться в глубине своей территории, и крепости на западной границе начали терять прежнее значение. Решением Совета государственной обороны от 27 июня 1907 г. Либавскую крепость упразднили. Все оборонительные сооружения крепости предписывалось подготовить к уничтожению во время войны.

19 июля 1914 г. была объявлена война с Германией, и уже на следующий день крейсеры «Аугсбург» и «Магдебург» обстреляли Либаву, предварительно выставив минное заграждение. Под впечатлением этого обстрела командир порта контр-адмирал А.С. Загорянский-Кисель приказал привести в негодность портовые сооружения, а на входе аванпорта были затоплены 5 арестованных германских пароходов. 17 апреля 1915 г. командующий Балтийским флотом приказал оставить Либаву. В соответствии с этим приказом были уничтожены крепостные батареи и укрепления, взорван железнодорожный мост через канал, а в акватории аванпорта затоплено еще несколько судов. 25 апреля, после ожесточенного боя, германский отряд под командованием майора Клука занял город и крепость. Немецкая оккупация города, который в 1917 г. был переименован в Лиепаю, закончилась через 4 года.

17 июня 1940 г. в Латвию вступили части Красной Армии, но еще за год до этого момента Лиепая стала крупнейшей военно-морской базой СССР в Латвии и одной из самых больших в регионе Балтийского моря. Окончательно советские войска покинули эту базу только в 1994 г. Некоторые фрагменты взорванной крепости сохранились до наших дней.




Поделиться ссылкой