Маска в искусстве: спрятать, чтобы сохранить

Скрыть лицо маской, то есть спрятаться, и изобразить скрытое маской лицо, то есть привлечь к нему внимание, — задачи, разные лишь на первый взгляд. Сутью является желание утаить настоящее за демонстрацией выдуманного. Но, как известно, в каждой выдумке есть доля правды.

Охота невидимки

Человек издавна рядился в маски. Обычай надевать маску перед, после или во время охоты отмечен в VII—VI тыс. до н. э. Об этом свидетельствует первобытная фигура колдуна в маске с рогами из пещеры Труа Фрер. Надета маска — и человек перестает быть собой. Он становится таким, как олень, — частью природы, обретая на охоте дополнительные возможности и элемент безнаказанности: духи природы со своих не спрашивают.

Под защитой

Греки, кроме прочего, использовали маски в качестве оберегов. Об этом упоминает миф о Медузе Горгоне: Персей, демонстрируя ее отрубленную голову, повергает врагов в бегство. В Древнем Риме выражение «снять маску жизни» означало «умереть». Римлян порой изображают с портретными масками предков.

Тогатус Барберини. Неизвестный автор. I в. до н. э.
Тогатус Барберини. Неизвестный автор. I в. до н. э.

Вместо лица

Пластина из дерева с изображением человеческого лица, носящая название «фаюмский портрет» — по месту находки, оказалась зерном, из которого «прорастут» христианская иконопись и живописный портрет. Укладываемый поверх пелен мумии в Египте периода римского завоевания, фаюмский портрет поражает мастерством письма, живостью и эмоциональностью.

Фаюмский портрет. Египет. I—III вв.
Фаюмский портрет. Египет. I—III вв.

Из праха в прах

В Древнем Египте существовала сложная система погребальных масок, устремленных инкрустированными глазами в страну Вечной Жизни. Маска встречается в украшении саркофагов. Чеканные золотые пластины в виде масок, проработанные в технике насечки, находят в гробницах Микен.

В шаге от порицания

Расцвет искусства маски пришелся на период Ренессанса. Карнавальные шествия, как камерные — в аристократических садах, так и уличные, способствовали укреплению соответствующих гильдий мастеровых. Маски создают из ткани, кожи, дерева, глины, папье-маше, расписывают самыми фантастическими красками.

Век XIX, суровый, промышленный, военный, упростил нравы. На маскарадах (жизнь продолжается!) личина стала знаком анонимности, сократилась до таинственной полумаски, скорее элемента макияжа, нежели атрибута тайны. В изобразительном искусстве маска чаще встречается уже не на лице, а в руках персонажа. Зато критический реализм в лице Оноре Домье с упоением выводит пороки в виде уродливых масок, да и сам критик порой скрывается под нелепой маской — а то осудят и посадят.

Перуанская маска. IX—XI вв.
Перуанская маска. IX—XI вв.

Столь же критичны маски на гравюрах «Капричос» у позднего Франсиско Гойи. Среди 80 листов есть один, где женщина в маске подает руку уродливой сводне среди толпы маскарада.

Театральная традиция

Маска определяла ход действия как в древнегреческом театре, так и в римском. Активно использовали маски и средневековые мистерии: актеры в масках изображали мистических героев небесного и подземного пантеона. В XVII в. маска стала считаться знаком и символом театра. Ее держат в руках великие актрисы того времени, изображенные в образах муз комедии и трагедии.

На карнавале

Атмосфера раскованности венецианского карнавала в XVIII в. обрела особый размах — двусмысленность из модной стала естественной. Маски снова украсились перьями, кружевом и драгоценными камнями, увеличив количество вариантов до нескольких десятков.

Венецианская маска
Венецианская маска



Поделиться ссылкой