Брачным и любовным похождениям Зевса уделено в мифах Древней Греции особое внимание, и, если свести их воедино и проанализировать образ главного олимпийского божества, нетрудно заметить, что Зевс в мифах — фигура весьма противоречивая. Что же именно зашифровали греки в своих мифах, какой сакральный смысл несут многочисленные любовные связи Зевса?
Согласно мифам, Зевс трижды сочетался официальным браком. Его первой женой была океанида Метида, которая в прошлом помогла ему в борьбе с Кроносом. Именно она приготовила волшебное зелье, которое заставило Кроноса изрыгнуть проглоченных детей, старших братьев и сестер Зевса. Метида была мудра, но это не уберегло ее от «развода по-олимпийски».
Гея предсказала Зевсу, что Метида родит ему сына, который превзойдет отца и лишит его власти. Не желая повторять участь своего отца Кроноса, Зевс проглатывает Метиду. Здесь мы видим, как преломляется в мифе одна из главных идей патриархата: женщина — существо стихийное, олицетворение хаоса, мужчина — символ стабильности и упорядоченности. Чтобы женская мудрость не причинила вреда, ее проводником должен стать мужчина. Именно поэтому Зевс поглощает Метиду и сам становится источником мудрости.
Второй женой Зевса была Фемида, дочь Геи и Урана, богиня справедливости, обладающая даром прозрения и прорицания. Знание будущего и дает ей возможность вершить справедливый суд.
От союза Фемиды и Зевса появились на свет три оры, богини времен года — Эвномия, Дике и Эйрена, и три мойры, богини судьбы — Клото, Лахесис и Атропос. В период архаики богини судьбы считались порождением Нюкты. Первая олицетворяла собой неуклонность, вторая — случайность, а третья — неотвратимость судьбы. Таким образом, в классической мифологии Зевсу, как главному организующему началу, подвластны и времена года, и человеческие судьбы.
Союз Зевса и Фемиды отражает древнегреческие представления о правосудии, справедливости и законности, которые должны соблюдаться в человеческом обществе не просто так, а по воле богов.
Третьей женой Зевса стала Гера. О символике ее образа и значении в греческой мифологии мы подробно рассказывали в главе V. Именно действия Геры часто становятся двигателем мифологических сюжетов, она категорически не желает мириться с изменами мужа, преследует его любовниц и незаконных детей — героев. Однако благодаря тем испытаниям, которые насылает на них Гера, они становятся лишь более сильными и непобедимыми.
Прежде чем сочетаться браком с Герой, Зевс наведался к океаниде Евриноме, и она произвела на свет харит — от греческого слова «харис», что означает «изящество, прелесть». Хариты — богини веселья, радости жизни, олицетворение привлекательности и вечной юности, полная противоположность злым и разрушающим силам природы, над которыми человек в период архаики был не властен. Хариты украшают мир, делают его более светлым и гармоничным. Их появление в мифологии — символ тех изменений, которые постепенно происходят в человеческом обществе: оно становится более мирным и цивилизованным, в нем появляется место не только сражениям и страстям, но и доброте, ласке, состраданию.
Следующей любовницей Зевса стала титанида Мнемозина, богиня памяти, и от этого союза появились девять сестер — девять муз. Музы — покровительницы искусства и наук, они даруют вдохновение и утонченные наслаждения духа. Через союз с Мнемозиной Зевс, верховный бог Олимпа, обрел власть и над памятью, как раньше присвоил себе мудрость, справедливость и знание о человеческих судьбах.
Появление муз свидетельствует о дальнейших изменениях в самосознании людей, которые в своем развитии проходят путь от желания удовлетворять чисто физические потребности до стремления наслаждаться духовной пищей. И еще одна функция есть у муз — с помощью произведений искусства, которые создают люди, в памяти поколений закрепляются все положительные изменения, дарованные Зевсом, — закон, порядок, гармоничное устройство мира. Музы становятся проводниками организующей воли Зевса.
От связей Зевса с другими женщинами рождаются не только музы и хариты, но и герои — великие мужи, чьи подвиги отражены в древнегреческой мифологии классического периода.
Историю прекрасной Ио, которую жестоко покарала богиня Гера, подробно излагает в поэтической форме Овидий в «Метаморфозах». Как мы уже упоминали, жена Зевса Гера весьма неодобрительно относилась к его похождениям «на стороне». Одной из ее жертв и стала Ио, жрица в храме Геры.
Зевс соблазнил Ио, а потом превратил ее в корову, чтобы скрыть от гнева жены. Но Гера, обнаружив прекрасную белоснежную корову, заподозрила, что дело нечисто, и заставила Зевса подарить «животное» ей. Заполучив Ио, Гера приставила к ней в качестве охранника стоглазого Аргуса, который наблюдал за ней день и ночь. Видя страдания бедной Ио, Зевс отправил ей на помощь Гермеса. Тому удалось убить Аргуса и освободить Ио, но она осталась в облике коровы. Гера и тут не успокоилась: наслала на Ио овода, который принялся больно жалить ее за бока.
Ио бросилась бежать, но овод не отставал. Он гнал ее из страны в страну, пока она не прибежала к скале, к которой был прикован Прометей. Тот предсказал ей, что в Египте она избавится от всех страданий. Так и вышло: добежав до Египта, Ио вновь превратилась в женщину и родила от Зевса сына Эпафа, который стал первым царем Египта. Впоследствии в роду Эпафа появился на свет великий герой Геракл.
Еще один популярный мифологический сюжет, использованный Овидием в «Метаморфозах», — история о Зевсе и Данае, дочери аргосского царя Акрисия. Оракул предсказал Акрисию, что он найдет смерть от руки внука. Испугавшись этой перспективы, царь заточил свою дочь Данаю в глубокое подземелье. Но это не помогло: Зевс обернулся золотым дождем и проник сквозь решетку подземелья.
Прямо там, в темнице, Даная родила героя Персея. Услышав плач младенца, Акрисий приказал соорудить деревянный ящик, посадил туда дочь с ребенком и отправил в бушующие волны. Но женщина и мальчик не погибли: их спасли и приютили рыбаки. Миф о Зевсе и Данае можно истолковать как метафору об извечной борьбе разума и чувств. Разум (Акрисий) пытается подавить чувства (Даная), но те все равно вырываются на волю и порождают сына, который уничтожит горгону Медузу — хтоническое чудовище, олицетворяющее иллюзии и хаос. Еще один вариант трактовки мифа — сопротивление косного сознания, погрязшего в материальных заботах, той духовной истине, которая проливается на него в виде золотого дождя.
Таким образом, любовные похождения Зевса готовят почву для появления мифологии героизма, становятся связующей нитью между миром богов и миром людей, объединяют Олимп и землю в одно целое.