Люди и боги в древнегреческих мифах

Отношения богов и людей в древнегреческих мифах никак не назовешь простыми. С одной стороны, боги создают смертных и всячески помогают им, с другой — периодически гневаются на них и насылают всякие напасти. Через все мифы о происхождении и гибели человечества красной нитью проходит противостояние как между людьми, так и между богами.

Происхождение людей

Первых людей, по Гесиоду, создал Прометей. Он вылепил людей из земли, а богиня Афина наделила их дыханием, то есть оживила. Однако в Греции были в ходу и другие предания — о происхождении людей от животных или растений. В этих преданиях нашли отражение отголоски древней формы религии — тотемизма.

Дионис
Еще одну версию о происхождении людей излагает Нонн в «Деяниях Диониса»: после того как титаны растерзали Диониса, Зевс в гневе испепелил их молниями и устроил потоп, а уже после потопа из пепла титанов и крови Диониса появились первые люди

Одно из таких преданий — миф о царе Заке, сыне Зевса, который правил на острове Згина. Однажды богиня наслала на Згину мор, и все люди погибли. Зак стал молить о помощи Зевса, и тот создал людей из муравьев. С тех пор народ Згины стал называться «мирмидоняне» — от греческого слова «мирмекс», то есть «муравей».

В поэме «Труды и дни» Гесиод рассказывает о смене веков и поколений людей, но опускает подробности о происхождении человечества. Изучение прочих древнегреческих источников также не дает точного ответа на вопрос, какое именно из перечисленных Гесиодом поколений создал, спасал и поддерживал Прометей.

Прометей вылепил людей
В элегиях Проперция (I в. до н. э.) уточняется, что Прометей смешал глину с водой и вылепил людей, которые «смотрели в небо, подобно богам». Таким образом, титан с самого начала заложил в человека божественный потенциал, ставший причиной дальнейших конфликтов между богами и смертными

Окончание медного века исследователи древнегреческой мифологии уверенно связывают с мифом о потопе, насланным Зевсом и едва не погубившим окончательно людской род. Что же предшествовало потопу, как именно Зевс пытался отомстить людям за обретение огня и почему решил их уничтожить?

Жертвоприношение в Меконе

Это первый эпизод «Теогонии», где упоминается Прометей. Фабула мифа проста: по какой-то причине, которую Гесиод опускает, люди решили мирно размежеваться с богами и договориться, какую часть жертвенного животного отдавать богам, а какую оставлять себе на пропитание. Прометей, участвующий в разделе туши, покрыл кости жиром, а мясо и потроха — дурно пахнущей шкурой и желудком, после чего предложил Зевсу выбрать часть, которая отныне будет причитаться богам. Зевс обманулся и выбрал кости с жиром вместо мяса и потрохов. Отсюда, согласно Гесиоду, пошел обычай приносить в жертву богам именно кости.

Миф в символической форме описывает коренное изменение питания древних людей, которое, собственно, и стало главной причиной последующего развития цивилизации. Научившись создавать медные наконечники для стрел и копий, люди стали активно добывать пропитание на охоте и есть больше белка, необходимого для развития мозга. Как и огонь, мясо быка здесь становится олицетворением знаний, которые помогли людям выжить в суровом древнем мире.

Гнев Зевса

Существуют разные мнения относительно того, какое из деяний Прометей совершил раньше — обман Зевса на жертвоприношении или кражу огня. По мнению историка религии и этнографа Мирчи Элиаде, сначала было жертвоприношение, за которое Зевс покарал людей, лишив их огня, а уже потом Прометей украл огонь с Олимпа и вернул его людям, за что и был наказан. Имеет, впрочем, право на существование и другая версия, которой придерживалась Аза Тахо-Годи, — дарование огня, а вместе с ним земледелия, искусств и ремесел было первым деянием Прометея, и только потом вставшее на ноги и научившееся обеспечивать себя человечество задумало отмежеваться от богов и установить новый порядок жертвоприношений.

Не имеет значения, однако, в какой последовательности совершались дерзкие деяния против воли Зевса, более важен их результат — произошел разрыв между богами и смертными, Громовержец разгневался и покарал Прометея, а людям отомстил, отправив к ним Пандору, а вместе с ней — беды, которых человечество прежде не ведало. Миф о Пандоре — попытка объяснить существование в мире зла.

Эсхил
По версии Эсхила, титан Прометей дарует огонь людям золотого века, которые по своему развитию немногим отличались от муравьев, и тем самым поднимает их на новый уровень. То, что для Гесиода скорее деградация, Эсхил трактует в совершенно противоположном смысле — как прогресс, идущий во благо людям

Ящик Пандоры

Зевс приказал Гефесту вылепить из глины и воды женщину (как бы в насмешку над Прометеем, который именно так создал первых людей). Боги одарили ее внешней красотой, а Зевс вложил в грудь красавицы хитрость, коварство и заносчивость, после чего нарек ее Пандорой — «Одаренной всеми». Пандору отдали в жены Эпиметею, младшему брату Прометея. В отличие от великого титана, его брат не отличался ни умом, ни силой. На прощание Зевс вручил ей сосуд и приказал ни в коем случае не открывать его. Однако Пандора не удержалась от соблазна, приоткрыла крышку сосуда, и оттуда вылетели и распространились по земле беды, болезни и страдания.

Миф о Пандоре можно трактовать как осуждение злой женской природы в противовес благородной мужской. Возникновение подобных идей было необходимым условием перехода от матриархата к патриархату. То же самое символическое содержание, по сути, имеет библейская легенда о грехопадении из-за любопытства Евы. Еще один вариант трактовки этого мифа — человечеству приходится расплачиваться за благодеяния, которые приближают его к богам.

Жюль Лефевр. Пандора. 1872. Национальный музей изящных искусств, Буэнос-Айрес
Жюль Лефевр. Пандора. 1872. Национальный музей изящных искусств, Буэнос-Айрес
Пандора
Излагая миф о Пандоре, Гесиод впервые выразил в поэтической форме идею о несоответствии внешнего облика и внутреннего содержания, которая в будущем стала одним из ведущих мотивов в западноевропейской культуре и искусстве

Ящик Пандоры стал символом тайного знания, обретение которого может принести скорее вред, чем пользу.

Девкалионов потоп

После открытия ящика Пандоры человечество стало жить в том мире, который мы все знаем, — мире, полном бед, несчастий и горестей. При этом люди медного века, примитивные и воинственные, даже не пытались сократить их количество, наоборот, приумножали. К тому же, получив огонь, люди возгордились и стали считать себя едва ли не равными богам (то есть возомнили, что могут справиться с силами природы).

Зевсу надоело наблюдать за человечеством, погрязшим в грехах, но, прежде чем обрушить на людей свою кару, Громовержец решил сам убедиться, так ли ужасно положение дел. Он принял вид мирного странника и явился к сыновьям царя Ликаона. Во время трапезы во дворце братья подали Зевсу суп из человечины. Зевс, разумеется, немедленно распознал, чем его потчуют, превратил братьев-каннибалов в волков, а на землю обрушил невиданное количество воды, чтобы утопить весь нечестивый людской род.

«Зевсу не нужно было могучее и гордое человечество» (Мирча Элиаде)

Прометей к тому моменту уже не мог помочь людям — он был прикован к скале на Кавказе. Но ему удалось предупредить о потопе своего сына Девкалиона, когда тот приходил к месту его заточения. Девкалион построил ковчег, на котором и спасся вместе с женой Пиррой.

Как же Девкалиону с Пиррой удалось возродить человечество? Выйдя на берег на горе Парнас, они стали молиться Зевсу, и тот послал им богиню Фемиду. Она посоветовала Девкалиону и Пирре «бросать кости праматери через голову». Они догадались, что под костями праматери-земли подразумеваются камни, и стали бросать их через голову. Из камней, брошенных Девкалионом, возникали мужчины, а из камней, брошенных Пиррой, — женщины. Так был возрожден человеческий род. Впоследствии у Девкалиона и Пирры родились и свои сыновья, одним из которых был Эллин, прародитель всех греков.

Миф о Девкалионе и Пирре отражает древнейшее убеждение греков, что люди произошли из камней. Собственно, их возрождение происходит примерно так же, как и создание, за одним маленьким исключением — «новые» люди сотворены не богами, а такими же людьми, пусть и с помощью богов. Особенно символично, что человечество вновь возвращается к жизни благодаря Прометею — через его сына.




Поделиться ссылкой