Миф об Одиссее

Людей издавна манили неведомые земли и дальние страны. Но ничуть не меньшей силой, чем жажда новизны и приключений, всегда была тоска по родному дому. Это противоборство воплотилось в образе одного из известнейших персонажей греческих мифов — Одиссея. Он наделен не только физической силой, но и живым умом, позволяющим ему с честью выходить из самых сложных ситуаций.

Одиссей между Сциллой и Харибдой
Географическое «местопребывание» мифологических чудовищ Сциллы и Харибды, мимо которых предстояло проплыть кораблю Одиссея, примерно соответствует Мессинскому проливу. И, по одной из версий, греки таким образом представили местные опасные отмели и острые скалы

Откуда ты взялся, Одиссей?

Наиболее полно история Одиссея представлена в посвященной ему поэме Гомера. Но, судя по всему, образ неутомимого путешественника сложился в мифологии балканских народов задолго до того, как появились истории о Троянской войне. Высказываются даже предположения, что первоначально Одиссей был каким-то из «местно-чтимых» божеств. Постепенно на этот образ нанизывались истории о путешествиях в далекие страны, о тоске по родным, о «проклятии богов», из-за которого герой был вынужден много лет скитаться по морям. Персонажем «Илиады» и, соответственно, «Одиссеи» царь Итаки стал значительно позже.

Троянский конь
Разные варианты мифов «троянского цикла» указывают разных авторов идеи создания троянского коня. Но чаще всего эта идея приписывается Одиссею

Не задумывались ли вы о том, положительным или отрицательным героем является Одиссей?

Ответить на этот вопрос довольно сложно, хотя бы потому, что представления о плохом и о хорошем у нас и у греков периода архаики несколько различаются. Например, современники Гомера не видели ничего предосудительного в том, чтобы рассматривать женщин лишь как часть военной добычи, а разграбление имущества поверженного врага считать несомненной доблестью. Но даже с учетом разницы моральных норм Одиссей для нас — многомерен. Он проявляет чувства и желания, зачастую противоречащие друг другу. Царь Итаки, несомненно, храбр (в «троянском цикле» Одиссей выступает как инициатор нескольких вылазок в стан врага), но при этом он старается избегать наиболее кровопролитных сражений. Он, конечно же, умен и находчив (не зря его именуют «хитроумным»), но в то же время подчас проявляет странное простодушие: ослепив циклопа Полифема, Одиссей называет ему свое настоящее имя, тем самым навлекая на себя гнев Посейдона, приходившегося циклопу отцом. Многие исследователи видят в этом доказательство того, что образ Одиссея складывался на протяжении многих лет и является «синтетическим», то есть он вобрал в себя черты и приметы нескольких персонажей.

Еще одна черта, отличающая Одиссея от целого сонма других героев греческой мифологии, — это пытливость его ума. Он не просто рвется домой, на родную Итаку, презирая опасности и расстояния, — он стремится по максимуму использовать то, что предоставляет ему судьба. Вспомним, как корабль Одиссея проплывал мимо острова сирен, которые своим божественным пением привлекали мореплавателей, и те, очарованные, вели корабли прямо на скалы и гибли.

Получивший предостережение, Одиссей приказал всем своим спутникам залепить уши воском, чтобы они не услышали сладкоголосых сирен. Себя же он велел привязать к мачте, не заклеивая уши, — так он остался в живых и насладился удивительными звуками.

Более того, Одиссей даже добровольно спустился в подземный мир, в царство мертвых, чтобы узнать у тени прорицателя Тиресия свою судьбу. Эта история пронизана подлинным трагизмом — во владениях Аида Одиссей встретил тень своей матери, умершей от тоски по сыну. От нее царь Итаки узнал о том, что его супруга — Пенелопа — преданно ждет его. Эта преданность впоследствии сделала имя Пенелопы нарицательным...

Арнольд Бёклин. Одиссей и Полифем. 1896. Музей изящных искусств, Бостон
Арнольд Бёклин. Одиссей и Полифем. 1896. Музей изящных искусств, Бостон

В мифах об Одиссее создавался новый образ воина, способного побеждать врагов и невзгоды уже не только силой мускулов и оружия, но и силой разума.

«Где тебя носило...»

Очень интересно попытаться проследить маршрут Одиссея. В мифах — даже переведенных на русский язык и адаптированных для современного читателя — многие географические названия выглядят совершенной абракадаброй: нужно учитывать, что известные нам моря, острова, заливы в древности носили другие имена. Часть этих древних названий «расшифрована» и уже не представляет особой сложности для исследователей. Но до сих пор вызывает вопросы, например, расположение острова Ээя, на котором жила волшебница Кирка: то ли это уже упоминавшаяся Ээя-Колхида, то ли остров Энария в Тирренском море. Неясно, где располагалась «страна лотофагов», неизвестно, добрался ли неутомимый путешественник до Геркулесовых столбов (то есть до Гибралтарского пролива) и так далее. Большинство исследователей считают, что многолетнее плавание Одиссея ограничилось Средиземноморьем и, возможно, частично Черным морем. Но такое понимание мифа, наверное, слишком буквально. Все же Одиссей — это в первую очередь образ «героя нового времени»: сильного, смелого, настойчивого и при этом любознательного и открытого всему новому. Поэтому вряд ли стоит искать в его маршруте конкретные географические привязки.

Джон Уотерхаус. Одиссей и сирены. 1891. Национальная галерея Виктории, Мельбурн
Джон Уотерхаус. Одиссей и сирены. 1891. Национальная галерея Виктории, Мельбурн

Одиссей на земле и на небе

Очень разнятся варианты мифов о жизни Одиссея после его возвращения на Итаку и воссоединения с семьей. Согласно одному из них, после смерти Одиссей был воскрешен богами (возможно, влюбленной в него нимфой Калипсо) и обрел вечную жизнь. В этом видят доказательство того, что какое-то время в Греции существовал культ Одиссея. Но было ли это до того, как сложились основные истории о нем, или уже после появления «троянского цикла» и других преданий, точно не известно. Мы уже говорили о версии относительно того, что Одиссей в древности почитался как один из богов и лишь позднее «превратился» в смертного героя. Но, возможно, какое-то время он обожествлялся и в более позднюю эпоху.

Образ Одиссея был во все времена очень популярен в искусстве. Количество картин, фильмов и литературных произведений, вдохновленных историей великого странника, не поддается учету. Это ли не доказательство того, что есть на свете вечные темы, среди которых любовь к родине и жажда познания занимают не последнее место?

Детлеф Блунк. Одиссей на острове Калипсо. 1830. «Музейная гора», Фленсбург
Детлеф Блунк. Одиссей на острове Калипсо. 1830. «Музейная гора», Фленсбург

Сейчас, с высоты современности, мы видим, что мифологическое восприятие мира во многом было наивным, детским, но при этом очень поэтическим и ярким. Древние греки одушевляли стихии и природные явления, персонифицировали черты характера: у них были боги, олицетворявшие зависть и обман, радость и совесть... Поэтому нет ничего удивительного в том, что греческая мифология пережила тысячелетия, став основой для множества произведений драматургии, живописи, поэзии и кинематографа. Секрет не только в увлекательности сюжетов, но и в вечной актуальности представленных в них тем добра и зла, чести и предательства, любви, благородства и доблести.




Поделиться ссылкой