Людей издавна манили неведомые земли и дальние страны. Но ничуть не меньшей силой, чем жажда новизны и приключений, всегда была тоска по родному дому. Это противоборство воплотилось в образе одного из известнейших персонажей греческих мифов — Одиссея. Он наделен не только физической силой, но и живым умом, позволяющим ему с честью выходить из самых сложных ситуаций.
Наиболее полно история Одиссея представлена в посвященной ему поэме Гомера. Но, судя по всему, образ неутомимого путешественника сложился в мифологии балканских народов задолго до того, как появились истории о Троянской войне. Высказываются даже предположения, что первоначально Одиссей был каким-то из «местно-чтимых» божеств. Постепенно на этот образ нанизывались истории о путешествиях в далекие страны, о тоске по родным, о «проклятии богов», из-за которого герой был вынужден много лет скитаться по морям. Персонажем «Илиады» и, соответственно, «Одиссеи» царь Итаки стал значительно позже.
Не задумывались ли вы о том, положительным или отрицательным героем является Одиссей?
Ответить на этот вопрос довольно сложно, хотя бы потому, что представления о плохом и о хорошем у нас и у греков периода архаики несколько различаются. Например, современники Гомера не видели ничего предосудительного в том, чтобы рассматривать женщин лишь как часть военной добычи, а разграбление имущества поверженного врага считать несомненной доблестью. Но даже с учетом разницы моральных норм Одиссей для нас — многомерен. Он проявляет чувства и желания, зачастую противоречащие друг другу. Царь Итаки, несомненно, храбр (в «троянском цикле» Одиссей выступает как инициатор нескольких вылазок в стан врага), но при этом он старается избегать наиболее кровопролитных сражений. Он, конечно же, умен и находчив (не зря его именуют «хитроумным»), но в то же время подчас проявляет странное простодушие: ослепив циклопа Полифема, Одиссей называет ему свое настоящее имя, тем самым навлекая на себя гнев Посейдона, приходившегося циклопу отцом. Многие исследователи видят в этом доказательство того, что образ Одиссея складывался на протяжении многих лет и является «синтетическим», то есть он вобрал в себя черты и приметы нескольких персонажей.
Еще одна черта, отличающая Одиссея от целого сонма других героев греческой мифологии, — это пытливость его ума. Он не просто рвется домой, на родную Итаку, презирая опасности и расстояния, — он стремится по максимуму использовать то, что предоставляет ему судьба. Вспомним, как корабль Одиссея проплывал мимо острова сирен, которые своим божественным пением привлекали мореплавателей, и те, очарованные, вели корабли прямо на скалы и гибли.
Получивший предостережение, Одиссей приказал всем своим спутникам залепить уши воском, чтобы они не услышали сладкоголосых сирен. Себя же он велел привязать к мачте, не заклеивая уши, — так он остался в живых и насладился удивительными звуками.
Более того, Одиссей даже добровольно спустился в подземный мир, в царство мертвых, чтобы узнать у тени прорицателя Тиресия свою судьбу. Эта история пронизана подлинным трагизмом — во владениях Аида Одиссей встретил тень своей матери, умершей от тоски по сыну. От нее царь Итаки узнал о том, что его супруга — Пенелопа — преданно ждет его. Эта преданность впоследствии сделала имя Пенелопы нарицательным...
В мифах об Одиссее создавался новый образ воина, способного побеждать врагов и невзгоды уже не только силой мускулов и оружия, но и силой разума.
Очень интересно попытаться проследить маршрут Одиссея. В мифах — даже переведенных на русский язык и адаптированных для современного читателя — многие географические названия выглядят совершенной абракадаброй: нужно учитывать, что известные нам моря, острова, заливы в древности носили другие имена. Часть этих древних названий «расшифрована» и уже не представляет особой сложности для исследователей. Но до сих пор вызывает вопросы, например, расположение острова Ээя, на котором жила волшебница Кирка: то ли это уже упоминавшаяся Ээя-Колхида, то ли остров Энария в Тирренском море. Неясно, где располагалась «страна лотофагов», неизвестно, добрался ли неутомимый путешественник до Геркулесовых столбов (то есть до Гибралтарского пролива) и так далее. Большинство исследователей считают, что многолетнее плавание Одиссея ограничилось Средиземноморьем и, возможно, частично Черным морем. Но такое понимание мифа, наверное, слишком буквально. Все же Одиссей — это в первую очередь образ «героя нового времени»: сильного, смелого, настойчивого и при этом любознательного и открытого всему новому. Поэтому вряд ли стоит искать в его маршруте конкретные географические привязки.
Очень разнятся варианты мифов о жизни Одиссея после его возвращения на Итаку и воссоединения с семьей. Согласно одному из них, после смерти Одиссей был воскрешен богами (возможно, влюбленной в него нимфой Калипсо) и обрел вечную жизнь. В этом видят доказательство того, что какое-то время в Греции существовал культ Одиссея. Но было ли это до того, как сложились основные истории о нем, или уже после появления «троянского цикла» и других преданий, точно не известно. Мы уже говорили о версии относительно того, что Одиссей в древности почитался как один из богов и лишь позднее «превратился» в смертного героя. Но, возможно, какое-то время он обожествлялся и в более позднюю эпоху.
Образ Одиссея был во все времена очень популярен в искусстве. Количество картин, фильмов и литературных произведений, вдохновленных историей великого странника, не поддается учету. Это ли не доказательство того, что есть на свете вечные темы, среди которых любовь к родине и жажда познания занимают не последнее место?
Сейчас, с высоты современности, мы видим, что мифологическое восприятие мира во многом было наивным, детским, но при этом очень поэтическим и ярким. Древние греки одушевляли стихии и природные явления, персонифицировали черты характера: у них были боги, олицетворявшие зависть и обман, радость и совесть... Поэтому нет ничего удивительного в том, что греческая мифология пережила тысячелетия, став основой для множества произведений драматургии, живописи, поэзии и кинематографа. Секрет не только в увлекательности сюжетов, но и в вечной актуальности представленных в них тем добра и зла, чести и предательства, любви, благородства и доблести.