Термины в музыке

Adagio — медленно (но быстрее, чем Largo).

Agitato — взволнованно, беспокойно.

Allegretto — уменьшительное от Allegro; музыкальный темп, более медленный, чем Allegro, но более быстрый, чем Andante.

Allegro — весело, радостно; обозначение быстрого, энергичного темпа.

Andante — умеренно медленный темп.

Andantino — чуть быстрее, чем Andante.

Forte — сильно, громко.

Fortissimo — очень громко или сильно.

Grandioso — величественно.

Grave — торжественно и медленно.

Largo — медленно (медленнее, чем Adagio).

Larghetto — довольно медленно.

Lento — медленно.

Moderato умеренно.

Obbligato — необходимо, обязательно.

Pianissimo — очень тихо.

Piano тихо.

Pleno полно.

Prestissimo очень быстро.

Presto — быстро.

Stabat Mater — гимн о Распятии, исполняемый на Страстной неделе.

Tempo темп.

Vivace — живо.

Альт — вокальная партия, исполняемая женщинами или мальчиками с низким голосом.

Гимн — религиозная вокальная композиция, исполняемая во время заутрени и вечерни в англиканской церкви; аналог мотета в Римско-католической церкви; гимн — это исключительно англиканские песнопения, появившиеся после Реформации.

Антифон — отклик, прием, используемый в григорианском пении псалмов или других частей религиозной

службы — вечерни или мессы. Антифоны исполнялись попеременно двумя хорами.

Ария — музыкальное произведение, часть оперы или оратории, исполняемое одним голосом в сопровождении оркестра. Иногда используется для обозначения напевной инструментальной пьесы.

Арпеджио — аккорд, в котором ноты берутся не одновременно, а последовательно.

Балет — изысканное сочетание музыки и танца, исполняемого на сцене; балет зародился в конце XVI века. Такие композиторы, как Чайковский, писали музыку специально для балета («Спящая красавица», «Лебединое озеро»).

Баритон — мужской голос среднего регистра, промежуточный между басом и тенором.

Бас — низкий мужской голос.

Вальс — танец немецкого происхождения, ставший популярным в XIX веке.

Гальярда — танец эпохи Ренессанса; эта музыкальная форма была популярна в Европе в XVI веке.

Григорианский хорал — церковная музыка, использовавшаяся в Римско-католической церкви в ранний период; в XVI веке такой стиль почти исчез, но вновь обрел популярность в начале XX века.

Дискант — вокальная партия, исполняемая женщинами или мальчиками с высокими голосами до мутации.

Дуэт — произведение для двух инструментов или певцов.

Кантата — хоровое произведение; короткая оратория или лирическая драма, положенная на музыку, но без сценического представления.

Кант — религиозный гимн, текст которого взят из Библии, но не из Псалтири.

Кастрато — высокий голос евнуха. В конце XVI11 века Наполеон запретил кастрировать певцов, но окончательно практика кастрации юных певцов для предотвращения мутации голоса исчезла лишь в конце XIX века. Высокие голоса кастратов ценились в итальянских операх XVIII века и католических песнопениях.

Камерная музыка — музыка, написанная для исполнения дома, а не в церкви или театре; камерная музыка более интимна, для ее исполнения нужно меньше музыкантов.

Квартет — музыкальное сочинение для четырех инструментов или голосов.

Квинтет — музыкальное сочинение для пяти инструментов или голосов.

Концерт — музыкальное произведение, обычно состоящее из трех частей и исполняемое солирующим инструментом (например, фортепиано) в сопровождении полного оркестра.

Кончерто гроссо — концерт с несколькими солирующими инструментами в сопровождении оркестра.

Контральто — низкий женский голос.

Контрапункт — искусство сочетания мелодий.

Концертмейстер — ведущий музыкант группы первых скрипок, который под руководством дирижера исполняет разные роли, в том числе проводит репетиции в отсутствие дирижера.

Либретто — «маленькая книжечка», текст оратории или оперы.

Мадригал — светская композиция для двух и более голосов.

Месса — музыкальное сопровождение католической мессы; включает в себя следующие части: Kyrie, Gloria in Excelsis, Credo, Sanctus и Agnus Dei.

Меццо-сопрано — классический женский певческий голос среднего регистра, промежуточный между сопрано и контральто; в итальянском языке слово mezzo означает «средний».

Менуэт — медленный танец французского происхождения.

Многоголосие — вокальное произведение для двух и более голосов.

Мотет — сегодня так называют религиозный гимн без музыкального сопровождения, исполняемый исключительно в римско-католических и лютеранских церквях, но изначально это ранняя форма полифонического произведения с музыкой и текстом.

Нонет — музыкальное сочинение для девяти инструментов.

Октет — музыкальное сочинение для восьми инструментов.

Опера — музыкальная драма с пением.

Оперетта — короткая опера или музыкальная комедия.

Оратория — музыкальное сочинение, часто религиозного характера, где певцы и хор выступают без костюмов и декораций.

Павана — танец итальянского или испанского происхождения, популярный в XVI—XVII веках.

Полька — чешский танец.

Полонез — польский танец.

Полска — шведский танец.

Полифония — стиль в музыке, в котором гармонически сочетаются две или более мелодии.

Прелюдия — музыкальное произведение, исполняемое в качестве вступления к более продолжительной композиции.

Реквием — погребальная месса, состоящая из следующих частей: Introitus, Kyrie eleison, Sequentia, Dies Irae, Offertorium, Sanctus, Benedictus, Agnus Dei и Lux Aeterna.

Секстет — музыкальное сочинение для шести инструментов или голосов.

Соната — музыкальное сочинение для одного или двух инструментов.

Сопрано — высокий женский голос.

Сюита — большое музыкальное произведение для одного или двух инструментов или для полного оркестра, состоящее из частей, написанных в танцевальной форме.

Симфония — большое музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей.

Увертюра — инструментальное вступление к опере или балету.

Танго — аргентинский танец.

Тенор — высокий мужской голос.

Трио — музыкальное сочинение для трех инструментов или голосов.

Фальцет — высокие ноты, исполняемые мужчинами, которые поют альтом.

Финал — заключительная часть любого сочинения.

Хорал — общее название церковной музыки до появления полифонии; в хорале доминировал григорианский, хотя существовали и другие стили.




Поделиться ссылкой