Adagio — медленно (но быстрее, чем Largo).
Agitato — взволнованно, беспокойно.
Allegretto — уменьшительное от Allegro; музыкальный темп, более медленный, чем Allegro, но более быстрый, чем Andante.
Allegro — весело, радостно; обозначение быстрого, энергичного темпа.
Andante — умеренно медленный темп.
Andantino — чуть быстрее, чем Andante.
Forte — сильно, громко.
Fortissimo — очень громко или сильно.
Grandioso — величественно.
Grave — торжественно и медленно.
Largo — медленно (медленнее, чем Adagio).
Larghetto — довольно медленно.
Lento — медленно.
Moderato — умеренно.
Obbligato — необходимо, обязательно.
Pianissimo — очень тихо.
Piano — тихо.
Pleno — полно.
Prestissimo — очень быстро.
Presto — быстро.
Stabat Mater — гимн о Распятии, исполняемый на Страстной неделе.
Tempo — темп.
Vivace — живо.
Альт — вокальная партия, исполняемая женщинами или мальчиками с низким голосом.
Гимн — религиозная вокальная композиция, исполняемая во время заутрени и вечерни в англиканской церкви; аналог мотета в Римско-католической церкви; гимн — это исключительно англиканские песнопения, появившиеся после Реформации.
Антифон — отклик, прием, используемый в григорианском пении псалмов или других частей религиозной
службы — вечерни или мессы. Антифоны исполнялись попеременно двумя хорами.
Ария — музыкальное произведение, часть оперы или оратории, исполняемое одним голосом в сопровождении оркестра. Иногда используется для обозначения напевной инструментальной пьесы.
Арпеджио — аккорд, в котором ноты берутся не одновременно, а последовательно.
Балет — изысканное сочетание музыки и танца, исполняемого на сцене; балет зародился в конце XVI века. Такие композиторы, как Чайковский, писали музыку специально для балета («Спящая красавица», «Лебединое озеро»).
Баритон — мужской голос среднего регистра, промежуточный между басом и тенором.
Бас — низкий мужской голос.
Вальс — танец немецкого происхождения, ставший популярным в XIX веке.
Гальярда — танец эпохи Ренессанса; эта музыкальная форма была популярна в Европе в XVI веке.
Григорианский хорал — церковная музыка, использовавшаяся в Римско-католической церкви в ранний период; в XVI веке такой стиль почти исчез, но вновь обрел популярность в начале XX века.
Дискант — вокальная партия, исполняемая женщинами или мальчиками с высокими голосами до мутации.
Дуэт — произведение для двух инструментов или певцов.
Кантата — хоровое произведение; короткая оратория или лирическая драма, положенная на музыку, но без сценического представления.
Кант — религиозный гимн, текст которого взят из Библии, но не из Псалтири.
Кастрато — высокий голос евнуха. В конце XVI11 века Наполеон запретил кастрировать певцов, но окончательно практика кастрации юных певцов для предотвращения мутации голоса исчезла лишь в конце XIX века. Высокие голоса кастратов ценились в итальянских операх XVIII века и католических песнопениях.
Камерная музыка — музыка, написанная для исполнения дома, а не в церкви или театре; камерная музыка более интимна, для ее исполнения нужно меньше музыкантов.
Квартет — музыкальное сочинение для четырех инструментов или голосов.
Квинтет — музыкальное сочинение для пяти инструментов или голосов.
Концерт — музыкальное произведение, обычно состоящее из трех частей и исполняемое солирующим инструментом (например, фортепиано) в сопровождении полного оркестра.
Кончерто гроссо — концерт с несколькими солирующими инструментами в сопровождении оркестра.
Контральто — низкий женский голос.
Контрапункт — искусство сочетания мелодий.
Концертмейстер — ведущий музыкант группы первых скрипок, который под руководством дирижера исполняет разные роли, в том числе проводит репетиции в отсутствие дирижера.
Либретто — «маленькая книжечка», текст оратории или оперы.
Мадригал — светская композиция для двух и более голосов.
Месса — музыкальное сопровождение католической мессы; включает в себя следующие части: Kyrie, Gloria in Excelsis, Credo, Sanctus и Agnus Dei.
Меццо-сопрано — классический женский певческий голос среднего регистра, промежуточный между сопрано и контральто; в итальянском языке слово mezzo означает «средний».
Менуэт — медленный танец французского происхождения.
Многоголосие — вокальное произведение для двух и более голосов.
Мотет — сегодня так называют религиозный гимн без музыкального сопровождения, исполняемый исключительно в римско-католических и лютеранских церквях, но изначально это ранняя форма полифонического произведения с музыкой и текстом.
Нонет — музыкальное сочинение для девяти инструментов.
Октет — музыкальное сочинение для восьми инструментов.
Опера — музыкальная драма с пением.
Оперетта — короткая опера или музыкальная комедия.
Оратория — музыкальное сочинение, часто религиозного характера, где певцы и хор выступают без костюмов и декораций.
Павана — танец итальянского или испанского происхождения, популярный в XVI—XVII веках.
Полька — чешский танец.
Полонез — польский танец.
Полска — шведский танец.
Полифония — стиль в музыке, в котором гармонически сочетаются две или более мелодии.
Прелюдия — музыкальное произведение, исполняемое в качестве вступления к более продолжительной композиции.
Реквием — погребальная месса, состоящая из следующих частей: Introitus, Kyrie eleison, Sequentia, Dies Irae, Offertorium, Sanctus, Benedictus, Agnus Dei и Lux Aeterna.
Секстет — музыкальное сочинение для шести инструментов или голосов.
Соната — музыкальное сочинение для одного или двух инструментов.
Сопрано — высокий женский голос.
Сюита — большое музыкальное произведение для одного или двух инструментов или для полного оркестра, состоящее из частей, написанных в танцевальной форме.
Симфония — большое музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей.
Увертюра — инструментальное вступление к опере или балету.
Танго — аргентинский танец.
Тенор — высокий мужской голос.
Трио — музыкальное сочинение для трех инструментов или голосов.
Фальцет — высокие ноты, исполняемые мужчинами, которые поют альтом.
Финал — заключительная часть любого сочинения.
Хорал — общее название церковной музыки до появления полифонии; в хорале доминировал григорианский, хотя существовали и другие стили.