Наивное искусство. Всё сложно

Уже более 500 лет существует убеждение, что художником можно быть, только если выучился в академии. Нет диплома — не художник, есть диплом — почти гений, признанный официально. Только творения «дипломированных гениев» не всегда радуют. И тогда зритель идет смотреть на работы тех, кто просто любит рисовать.

Странный Таможенник

Самый знаменитый мастер наивного искусства Анри Руссо по прозвищу Таможенник Руссо и на таможне-то не работал — рядом в конторе служил.

Автопортрет. Анри Руссо. 1890 г.
Автопортрет. Анри Руссо. 1890 г.

Цвет — вот чем он покорил зрителей. Чистый, сочный, проложенный мощными мазками и упругими контурными линиями, после холодных скучных академистов и любителей физики — импрессионистов — он был как пряная приправа к серой парижской жизни. И пусть всем было понятно, что таких джунглей, как у Руссо, не бывает и такой луны не бывает... Это ведь картинка, сказка, а отнюдь не то подобие жизни, которое предлагали на своих полотнах профессионалы, — все равно нарисованный дуб не даст желудей.

Сон цыганки. Анри Руссо. 1897 г.
Сон цыганки. Анри Руссо. 1897 г.

И целой жизни мало  

Странное, чуть меланхоличное обаяние и острое чувство цветового пятна объединяет работы Руссо с творчеством еще одного непризнанного гения наивного искусства — грузинского живописца Нико Пиросмани. Так же, как и Руссо, полулегендарная личность, чье творчество замечено и оценено лишь художниками новаторских направлений. Пиросмани специализировался на оформлении вывесок для харчевен. А харчевни власти решили закрыть? Вот художник и умер. Так же просто и наивно, как и жил. Пиросмани оставил странные, порой страшные, совершенно не «музейные» работы, которые на белых стенах, в ярком освещении вызывают у современного зрителя недоумение. А всего-то нужно вообразить себя в полутемном грузинском кабачке, где мясо, вино, зелень и специи.

Пиры, праздники, портреты, животные, написанные Пиросмани, по эмоциональному накалу сочетания красок удивительным образом напоминают поздние полотна Франсиско Гойи, так же остро ощущавшего цвет — и Время.

Пир. Нико Пиросмани. До 1919 г.
Пир. Нико Пиросмани. До 1919 г.

Не в дипломе дело

В полотнах полусамодеятельных художников всегда ощущается отсутствие той самой «школы» — «наработанности» традиционных приемов, которая делает такими похожими работы не слишком даровитых, но старательных выпускников художественных академий. Повторяя заученные приемы, такие живописцы забывают, «про что», собственно говоря, рисуют, лишь бы было похоже на реальность. Именно против них боролся в свое время Марсель Дюшан, представлявший на выставки купленные в магазине вещи, заявляя, что ни один художник реалистичнее не нарисует.

Не примитивно

Искренность наивного искусства напоминает высокообразованным критикам о другом стилистическом направлении — примитивизме. И здесь они противоречат сами себе: работы в стиле примитивизма рисуют те, кто умеет иначе. Значит, они нарочито грубы, неискренни, холодны, не обаятельны. А Руссо и его коллегам-самоучкам творческого обаяния не занимать.

Пейзаж «Старый пестрый дом, 1862» Бабушки Мозес (работа 1942 г.), купленный у автора за 10 долларов, был продан через 60 лет за 60 тысяч долларов.

Просто рисовать

Протест и эпатаж — не единственные возможности для творческого самовыражения. Можно и просто — рисовать, писать маслом, акварелью, мелками. И сквозь удивительно схожие, неправильно округлые, плоскостные, созданные с нарушением перспективы изображения вдруг станет ощутимо и умение построить композицию, и редкостное чувство цветового пятна, и, главное, настроение, с которым полотно создавалось.




Поделиться ссылкой