Слово натюрморт произошло от французского словосочетания «nature morte», что дословно означает «неживая природа». Сейчас им обозначают один из жанров изобразительного искусства. Основной отличительной чертой данного жанра является изображение неодушевленных предметов в реальной бытовой обстановке. Возможно также создание композиций из предметов, объединенных художником в том или ином сочетании и в той среде, которую создал художник.
На картине могут быть изображены как реальные предметы, так и их невероятно искаженные варианты. Часто такие искажения в натюрморте носят глубокий внутренний смысл.
Впервые признал натюрморт как самостоятельный жанр живописи и стал в нем работать венецианский мастер Я. де Барбара.
Наибольший расцвет этого жанра приходится на 17 век. Именно в это время натюрморт получает широкое распространение в Европе и приобретает множество приверженцев среди художников.
Одними из самых ярких приверженцев данного жанра становятся фламандцы Ф.Снейдерс и Я.Фейт. Их картины отличаются полнотой форм и выразительностью красок в изображении природы.
Другими, не менее известными приверженцами, становятся испанские художники Ф.Сурбарана и Х.С.Котана. На их картинах царят строгость и выразительность композиции.
Но особенно изысканы натюрморты, выполненные голландскими художниками П.Клаасом, В.Хедом, В.Калфом и А.Бейереном. Они дают явственно почувствовать атмосферу домашнего уюта.
Своеобразны натюрморты в исполнении матера живописи французского происхождения Ж.Б.Шардена. Композиция его произведений предельно проста. В работах художник воспевает красоту повседневности.
В 19 веке натюрморт стал несколько иным. Художники, работавшие в этом жанре, стали обращаться к социальной тематике, которая находила воплощение в их произведениях.
Особая роль в преобразовании жанра принадлежит художникам из Франции. Известными представителями французской школы были О.Домье, П.Сезанн, В. ван Гог, Э.Мане. Каждый из них внес в жанр натюрморта что-то свое. О.Домье придавал своим натюрмортам острую социальную выразительность. Э.Мане на картинах передавал мельчайшие изменения окружающего мира. П.Сезанн играл цветом, чтобы создать скульптурную объемность изображений. В. ван Гог предложил новый взгляд на обычные предметы, играя цветовыми пятнами на своих полотнах.
В ХХ веке натюрморт обрел новую жизнь. Он становится жанром художественных экспериментов. Художники в своих работах уделяют пристальное внимание исследованию геометрии вещей, находящихся вокруг, стремятся выявить многообразие геометрических форм. Особенно интересны в указанном плане работы П. Пикассо и Ж. Брака, В.Е. Татлина, Л.С. Поповой.