Галстук

От нем. Halstuch: Hals — «шея» и Tuch — «платок».

Шейные платки, так же как шарфы и ленты на шею, в конце XVII века Петр I завез из Голландии, и поначалу они назывались голландским словом halsdoek, по-русски звучавшим как «галздук» или «гауздук».

Галстук. 1831 г.
Галстук молодого щеголя, обернут два раза, 1831 г.

В дальнейшем, особенно при Анне Иоанновне (1730- 1740), в России усилилось немецкое влияние, и «гауздук» сменился «галстуком».

История шейных платков восходит к Древнему Риму. Ими утеплялись римские легионеры, часто и надолго покидавшие солнечную Италию.

Почти не знало галстуков мрачное Средневековье, разве только странствующие рыцари иногда закутывали шею платками от непогоды. И лишь к середине XVII века, в разгар барокко, они возрождаются во Франции.

Моде на них французы были обязаны хорватам из личной гвардии Людовика XIV. По обычаю своей родины они носили шейные платки, концы которых выпускали наружу. Офицеры-французы не устояли и тоже обзавелись ими, назвав их cravate («кроат» — по-французски хорват).

В 1692 году французы одержали убедительную победу при Штайнкерке (Бельгия) над вечными своими «супротивниками» англичанами.

Галстуки первой трети XIX в.
Галстуки первой трети XIX в. еще недалеко ушли от шейных платков. Истинные денди знали десятки способов их повязывать. Будущий король Англии Георг IV с завидным усердием обучался этому искусству у арбитра моды Браммела. Фасонами галстучных узлов изобиловали особые руководства. Приводим некоторые из них: а ля Байрон, примо темпе, по-ирландски, по-восточному

Битва началась внезапно, и офицеры не успели толком завязать свои «кроаты». Победа сделала их символом моды и подарила еще одно название — а ля штайнкерк. С ними уже не церемонились, просто обматывали вокруг шеи и скрученные вместе концы продевали в петлицу кафтана. Дамы в пылу патриотизма поспешили украсить свои наряды намеренно небрежными кружевными штайнкерками.

Во второй половине XVIII века, когда исчезли грандиозные парики аллонжи и роскошные одежды, шейный платок превратился в черную ленту «солитер», которой обматывали шею, спереди завязывая бантом.

Во времена Директории экстравагантная молодежь в поисках любых способов для самовыражения заматывала шею широкими белыми платками из кисеи, которые доставали до ушей и закрывали рот. Эти галстуки назывались инкроабли («невероятные»). Углы воротника при этом должны были доставать до носа.

«Наглый» галстук художника. 1860-е гг.
«Наглый» галстук художника, 1860-е гг.

Условием элегантности стало умение изобретательно, по-своему, завязывать галстук. Меняли галстук три раза в день. Тут уж для серьезных занятий времени почти не оставалось. В конце второго десятилетия XIX века вышла книга Cravation, целиком посвященная искусству завязывать галстуки. В предисловии к русскому изданию было сказано, что читателям «открывается важная истина английского узла, бывшего, как говорят, одною из главных причин зависти и ненависти Главы Французской империи» (речь шла о Наполеоне Бонапарте).

В книге дано описание сорока (!) фасонов завязывать галстуки и у каждого фасона — свое название. Например, математический, который рекомендовался «нашим соорудителям мостов»; с узлом по-маратски — «молодым поверенным»; романтический фасон — новым профессорам; гордиев узел — «старому триумвиратору (начальнику. — К. Б.) министерскому»; восточный — «старым нашим сибаритам»; гагарою — «воинам наших больших зал»; чемоданом — «каким-нибудь главным директорам»; неглиже — «для дома и для деревни»; галстук любви — далеко не каждому; он «приличен только одушевленному лицу цветом молодости». Большим «романтическим» узлом завязывал галстук Байрон. Выдающимся галстучным авторитетом зарекомендовал себя Бальзак.

Ленточный галстук. 1870-е гг. С картины Э. Мане «Балкон»
Шик 1870-х гг. - ленточный галстук. С картины Э. Мане «Балкон»

Лет полтораста назад были галстуки парадные, повседневные, дорожные (для тепла, какие носил много путешествовавший Н. В. Гоголь, например). Шили галстуки из фуляра (легкой шелковой ткани), батиста, кисеи и кашемира.

Тогда же стали носить пластрон — широкий мягкий галстук, закрывавший верх манишки. Его закалывали булавкой с жемчужиной, камеей (резным камнем), а то и с бриллиантом. К концу позапрошлого — началу прошлого века стал популярен галстук-регата. Придумал его оставшийся неизвестным английский спортсмен. Концы галстука он пришил друг к другу и прикрепил к рубашке, чтобы во время гонок (на регатах) они не трепались по ветру и не мешали. Сзади у регаты сделали пряжку, позволявшую легко снимать и надевать галстук на любую шею. Узел у галстука-регаты делали постоянный, изготовленный на фабрике. Сегодня носят в основном галстук в виде фигурной ленты на подкладке. Это самовяз. Появился он во второй половине XIX века. Другой тип галстука, тоже известный с позапрошлого века, — «бабочка». В начале XX века его предпочитали всем другим галстукам. Даже государственные чиновники были при бабочке. Ей был предан всю свою жизнь премьер-министр Англии Уинстон Черчилль. А он-то, потомственный аристократ, в галстуках был большой дока. Сегодня «бабочка» украшает музыкантов, артистов, вокалистов, художников. Да еще дипломатов. Ограничений никаких, главное, вкус и элементарные приличия. В двадцатые годы прошлого века у нас горячо обсуждался вопрос, нужен ли пролетарию буржуазный галстук. За галстук могли привлечь к ответственности и разобрать на комсомольском собрании, а то и вовсе исключить из комсомола.




Поделиться ссылкой