Народный костюм Германии

Германские племена — тюринги, алеманны, саксы, бавары занимали в древности территорию от Северного до Балтийского морей и от берегов Рейна до Вислы и Дуная. Они населяли немецкие государственные образования в составе Священной Римской империи. В период Реформации и Тридцатилетней войны Германия была раздроблена на множество отдельных княжеств, королевств и государств. Только в XIX в. одно из них — Пруссия — объединило все немецкие земли в единую Германию.

Народный костюм Германии

Мода второй половины XVIII в. во многом отражена в народной одежде немцев, причем огромное разнообразие видов костюмов в различных местностях, городах и даже деревнях — следствие изолированности областей (земель) Германии, бывших когда-то отдельными государствами. Надо отдельно отметить и яркую индивидуальность немецких сербов, проживающих в долине реки Шпре, на востоке страны — в земле Нидерлаузиц (Нижняя Лужица). Этот народ сохранил не только свое славянское самосознание, но и неповторимые, поразительно красивые костюмы.

Женский костюм

Юбки и фартуки. Костюмы немок, живших на севере Германии, на побережье Балтийского моря, были похожи на костюмы жительниц Скандинавского полуострова и Дании. Здесь любили оттенки голубого и островерхие головные уборы. В северной земле Померании одежду шили из дорогих тканей, предпочитали яркие цвета, пестрые сочетания. Банты, ленты, цветастые шали украшали костюмы жительниц Пирицера и Вайцаккера с пышными плиссированными и довольно короткими красными юбками с зеленой или голубой полосой, идущей по подолу. Даже женщины пожилого возраста носили здесь несколько шалей и юбок одновременно. В Гамбурге и Бергедорфе (земля Фирландер) поверх юбок надевали оригинальные синие или полосатые фартучки на кокетках в сборку контрастного цвета.

Женщина в фартуке на сборчатой кокетке и мужчина в цилиндре
Женщина в фартуке на сборчатой кокетке и мужчина в цилиндре из Гамбурга (земля Фирландер, север Германии)

На северо-востоке Германии, в земле Бранденбург (западнее Берлина), красные или черные юбки были уже не так широки: их носили с синими фартуками на лямках либо с маленькими черными фартучками с красной окантовкой. А черные пышные юбки лужицких сербок полностью были скрыты под белыми кружевными фартуками.

В центре Германии, в земле Брауншвейг, фартуки завязывали спереди длинными лентами. Их вышивка всегда контрастировала с цветом фартука, например, бело-синие ленты развевались на фоне полосатого фартука, бордово-золотые — на фоне зеленого. В Гарце желтые ленты свисали на длинный белый фартук, вышитый желтыми нитями. В старинной земле Гессен юбки были короткими, чуть ниже колен, и необыкновенно широкими (под них надевали несколько нижних юбок, а самая нижняя — узкая — кокетливо выглядывала из-под верхней).

Костюмы западных земель отличались дорогими тканями. В Нижней Саксонии (бывшее княжество Шаумбург-Липпе), в городах Линдхорст и Бюккебург, длинные юбки и фартуки шили из бархата и узорчатой парчи. В Оснабрюкке (Вестфалия) поверх белых юбок в праздник надевали фартуки из шелка, украшенные длинной бахромой. В горах Шварцвальда, на юго-западе страны (земля Вюртемберг), цвета фартуков могли быть самыми разными: зелеными, голубыми, оранжевыми, вишневыми, светло-коричневыми, черными, белыми.

Женщина в чепце-колесе; жительница западногерманского городка Хелленталя в баремской одежде
Женщина в чепце-колесе из Роттвейля, города в юго-западной земле Баден-Вюртемберг; жительница западногерманского городка Хелленталя в баремской одежде

Дирднл — традиционный костюм жительниц Баварии (юго-восток Германии, на границе с Австрией). Дирднл состоял из белой блузки с короткими рукавами-фонариками, юбки с фартуком и безрукавного корсажа со шнуровкой — лайбли (буквально «до талии»). Шаль носили с дирднлом, заправляя за вырез корсажа, который мог быть и с рукавами. В Ингольштадте его шнуровали цепочками с подвесками и монетками. Рукава у плеча собирали изящными буфами в несколько рядов. В Айхахе (Верхняя Бавария) жесткий золотой край делал высокий корсаж похожим на панцирь. На севере Германии, в Бергедорфе, корсаж имел глубокий вырез в форме сердца, который прикрывала вставка-нагрудник, богато расшитая цветными шерстяными, серебряными и золотыми нитями. А глядя на девушек из Швальма (центральная земля Гессен) в красных шнурованных корсажах и пышных юбках с выглядывающими из-под них озорными кисточками подвязок, невольно вспоминаешь сказки братьев Гримм. В Германии соблюдались и возрастные отличия: девушки носили одежду красного цвета, молодые женщины — зеленого, имеющие детей — фиолетового, а пожилые — черного.

Кокетка хальсбанд (буквально «шейные оковы») или хансмантель (буквально «шейное прикрытие») произошла от средневекового воротника голлер. Бывшая раньше съемной деталью костюма, прикреплявшейся к корсажу четырьмя лентами, позже она соединилась с ним в одно целое. Эту декоративную деталь женских костюмов многих областей Германии шили из бархата или шелка и покрывали цветной вышивкой. В юго-западной земле Вюртемберг хальсбанд украшали зеленой каймой с розетками из лент и носили с ярко-красным корсажем. Привлекающей внимание частью костюма часто был и воротник блузы. В Брауншвейге и Бранденбурге он имел форму старинных брыжей. В ШаумбургЛиппе воротник из тонкого кружева был трехслойным. А сербские крестьянки из Хоцейсбиттера (Нижняя Лужица) выглядели величественными королевами благодаря необыкновенно пышным плиссированным кружевным воротникам.

Молодая женщина в головном уборе бетцель; мужчина в сюртуке для причастия
Жители центральной земли Германии — Гессен: молодая женщина в головном уборе бетцель; мужчина в сюртуке для причастия

Головные уборы. Маленькие чепцы немок завязывались длинными лентами под подбородком. Швабский чепец — часть старинной «баремской» одежды — (земля Баден) делали из шелковых черных лент с расшитым золотом бархатным донцем. А поверх очаровательного гутахского чепца из камки (шелка с разводами) и прозрачной вуали замужние жительницы Шварцвальда (юго-запад Германии) носили соломенную шляпу «с шариками». На ее плоские, залитые гипсом поля, как на блюдо, укладывали большие черные шерстяные помпоны (на девичьих шляпах они были ярко-красного цвета). В местечке Прехталь (Рейнская область Бадена) женщины на чепец с длинными концами, спускающимися по спине, надевали лакированный соломенный цилиндр.

В соседнем городе Ротвейле большой головной убор радхаубе (буквально «чепец-колесо») представлял собой собственно чепец, на котором укрепляли круглый шелковый гребень, расшитый золотом и синелью (бархатным шнуром). В Швальме на уложенную на темени косу — шнатц водружали бетцель — забавную шапочку в виде чашечки с наушниками из лент, оставляющую затылок открытым. Не менее оригинальным был головной убор округа Люнебург (провинция Ганновер): подобная острию пики верхушка венчала маленький чепец-наколку, укрепленный на макушке, а его огромный бант спускался с затылка почти до низа юбки. Форму тарелки имела соломенная шляпа с вдавленной внутрь тульей, которую женщины Бергедорфа (Фирландер) надевали на чепец с торчащим в стороны жестким черным бантом. В городе Веймаре (Тюрингия, центр Германии) популярностью пользовались чепцы с большими черными бантами (подобные носили и женщины французского Эльзаса). В Шаумбург-Липпе такие банты были просто громадными. Не менее внушительно выглядела лапа — головной убор лужицких сербок из Шпревальда. Он состоял из сложной каркасной конструкции, покрытой ситцевыми платками светлых тонов. Головы невест земель Бадена и Вюртемберга украшал шаппель — прелестный веночек из живых цветов, лент и бисера.

Холостой мужчина в шортах ледерхозен; девушка в праздничной одежде
Жители Баварии (юго-восток Германии): холостой мужчина в шортах ледерхозен из Верхней Баварии; девушка из Ингольштадта в праздничной одежде

Украшения и аксессуары. Среди немок, живущих на северофризских островах (северная земля Фрисландия), были популярны металлические кованые массивные цепи с подвесками, нагрудники, декоративные застежки-шарики, украшенные филигранью. Женщины Шаумбург-Липпе питали пристрастие к крупным брошам, пряжкам, ожерельям, а также к перчаткам, вышитым бисером. А в Пирицере и Вайцаккере (Померания) даже чулки расшивали цветными узорами.

Мужской костюм

Во многих немецких землях мужчины носили короткие куртки. В Фирландере края и низ рукавов суконных курток обшивали большим количеством мелких серебряных пуговиц. Под курткой по будням носили синий жилет, а в праздники — двубортный красный. Рыбаки с острова Рюген в Балтийском море носили двубортную куртку и полосатый шерстяной жилет.

Очень живописным был праздничный крестьянский костюм жителей Швальма (земля Гессен). Он состоял из синей куртки и вышитого жилета, из-под которого выглядывал высокий стоячий вышитый воротник еще одного жилета контрастного цвета. На шею повязывали шелковый платок с вышитыми золотом уголками.

Жительницы Шпревальда (земля Нидерлаузиц, восток Германии): в головном уборе лапа — из Кюнесдорфа; в плиссированном воротнике — из Бурга
Жительницы Шпревальда (земля Нидерлаузиц, восток Германии): в головном уборе лапа — из Кюнесдорфа; в плиссированном воротнике — из Бурга

Любимым цветом праздничных жилетов немцев был ярко-красный. В Вюртемберге такие жилеты украшали оловянные пуговицы-шарики. На юге Германии, в районе Зеккингена, а также в Шварцвальде и Верхней Баварии, вместо жилета носили безрукавку с застежкой на одном боку и плече. Эта средневековая одежда, окантованная черным бархатом, именовалась нагрудный платок. Баварцы до сих пор по праздникам носят коричневые куртки с зелеными лацканами, сшитые из непромокаемой шерстяной ткани лоден, а из-под их зеленых жилетов виднеется поперечная планка узорчатых подтяжек.

Брюки. Из всех немцев только рыбаки с острова Рюген носили белые полотняные недлинные и широкие штаны. Повсеместно же популярностью в Германии пользовались бриджи из желтой и светлой козлиной или лосиной кожи. В Гамбурге к черным суконным бриджам, украшенным спереди вышивкой и серебряными пуговицами, надевали бордовые чулки. Обычно чулки были белого, голубого или черного цветов. С бриджами носили высокие черные сапоги или ботинки. В Шаумбург-Липпе брюки были длинными и черными. А кожаные или замшевые шорты ледерхозен с вышитыми монограммами и вензелями, с откидным передом стали подлинным символом Баварии. Их носили с короткими, вязаными без ступней гетрами и тяжелыми шипованными ботинками.

В таких костюмах лужицкие сербы приглашали на свадьбу
В таких костюмах лужицкие сербы (земля Нидерлаузиц) приглашали на свадьбу

Верхняя одежда немцев — длинные сюртуки на подкладке контрастного цвета (праздничные — красного). В Померании синие двубортные сюртуки с красными отворотами покроем напоминали военную униформу. В земле Бранденбург они не имели воротников. В Ганновере сюртуки были всегда черного цвета. В Верхней Баварии темно-синие сюртуки с широкими лацканами и высоким стоячим воротником делали на светлой подкладке. Чаще всего сюртуки шили из сукна, иногда, как в Бадене, — из бархата, а кроме того, они могли быть из белого полотна (одежда такого цвета означала, что ее хозяин холост). Старинная парадная одежда — черный сюртук для причастия сохранялся в Швальме до первого десятилетия XX в. Его носили с большой двууголкой и гамашами.

Головные уборы немцев были разнообразными по форме: цилиндры, широкополые шляпы, маленькие тирольские шляпы с покатыми полями (это было знаком холостяка; у семейного мужчины поля шляпы были заломлены кверху). Жители Баварии украшали свои шляпы кисточками из шерсти серны. Оригинальные маленькие круглые шапочки из черной кожи носили в городке Бетцинген, в Шварцвальде. Зимой немцы надевали меховые шапки. В Швальме синие вышитые шапки из бархата отделывали мехом выдры.




Поделиться ссылкой