Древним римлянам — мужчинам и женщинам — туника служила рубахой, была шерстяной или льняной. Заимствована у греков. Как и греческий хитон, ее надевали прямо на тело.
Самые древние туники не имели рукавов, руки продевали в проймы по бокам; позже появилось подобие коротких, по локоть, рукавов, которые не вшивались, а получались из складок ткани.
Занятно, что добропорядочные граждане Рима считали рукава признаком щегольства и даже изнеженности.
Но туника тунике рознь. Сенатор облачался в тунику с широкой пурпурной полосой («clavi») и называвшуюся «tunica laticlavia». Всадники и трибуны из плебеев могли позволить себе лишь узкие пурпурные полосы на туниках «angustaclavia». Солдатской тунике предписывалось быть короче гражданской.
Люди с положением поверх туники носили тогу.
Плебеи обходились одной туникой, короткой и темной («tunica pulla»). Отсюда латинское выражение «популас туникатус», то есть люди, носящие тунику без тоги, иначе — простонародье, рубашечники.
Римские нравы и законы каждому определяли место в обществе, кто наверху, а кто внизу. Будь то патриций, плебей, колон (крестьянин), раб или вольноотпущенник. И одежда служила верным ориентиром.
В римском сенате одно время — с подачи самых непримиримых рабовладельцев — обсуждалось предложение, не ввести ли для всех рабов одинаковые туники: это, как казалось законодателям, облегчало бы поимку беглецов.
Но победил здравый смысл: такая «униформа» могла лишь укрепить чувство солидарности и единения среди рабов и даже привести к их восстанию.
В древности было известно больше дюжины разных туник: шерстяная «colobium»; туника греческого типа — с открытым плечом; женская туника вроде ионического хитона; длинный «talaris», тоже заимствованный у греков, и легкая туника, ставшая впоследствии нижней рубахой.
Вроде бы немудреная одежда, туника на многие века пережила своих древнеримских владельцев.