Валенки (обувь)

Зимняя обувь из свалянной («катаной») шерсти, валяные сапоги. Другие названия: катанки, катанцы, пимы.

Валенки. Фрагмент картины Б. М. Кустодиева. 1906 г.
С валенками с ярмарки. Фрагмент картины Б. М. Кустодиева. 1906 г.

Как ни странно, появились они в России относительно недавно, не раньше начала XIX века. Странно потому, что валяние шерсти известно русским с глубокой древности. Применяли его для получения сукна, головных уборов.

Намного древнее валяных сапог кеньги, коты, чуни — зимняя обувь без голенища или с суконным голенищем.

Родиной валенок называют Семеновский уезд Нижегородской губернии. Артель «катальщиков» (обычно родственников) из 3—4 человек ходила по деревням со своим инструментом. Им выделяли просторную избу, где они и валяли обувь — сначала для хозяев, потом для других заказчиков.

Катали валенки из овечьей шерсти — коричневой, серой или белой. Лучшей считалась шерсть поярка (от овцы по первой осени). Ценили шерсть галицкую (юго-западные склоны Карпат, Украина) и чухломскую (из-под Костромы). От обычной шерсть поярка отличалась мягкостью, недлинным руном и «мурашками» — пуховыми клочками, которые образуются при первичной обработке шерсти (ее «разбитии»); они важны для получения добротных валенок.

Продавец в кукморских валенках. Фрагмент картины Б. М. Кустодиева «Ярмарка». 1915 г.
Продавец воздушных шаров в кукморских валенках. Фрагмент картины Б. М. Кустодиева «Ярмарка». 1915 г.

Первые валенки делали в два приема: сначала низкие валяные коты, к которым потом пришивали голенища. Вскоре перешли на изготовление валенок целиком, на колодке. Из пуда шерсти получалось 15 пар валяных сапог.

Механизация в производство валенок пришла в XX веке. А без нее даже опытному деревенскому мастеру едва удавалось свалять не больше двух пар за день при работе от зари до зари. В центральных губерниях России в середине XIX века валенки обходились недешево — до 5 рублей за пару. Порой семья могла себе позволить только одну пару на всю семью; носили ее по очереди или по старшинству. В суровые русские зимы валенки стали необходимой обувью, но работать в них было не принято. Их надевали дома, в праздник или в дорогу. Деревенский богатей носил черные чесанки. Но лучшими были белые валенки выше колен, пушистые, мягкие, не тугой валки и не проклеенные. Однако более носкими и теплыми зарекомендовали себя, наоборот, крепко свалянные гладкие и мягкие сапоги.

Мордва, мари, чуваши — народы Среднего Поволжья — по праздникам надевали писаные валенки и валенки с мушками: на белый валенок наносились красные точки или красный рисунок. Их называли кукморскими (Кукмор — городок в Татарии). Валенки с вышитыми красными нитками голенищами именовались Комаровскими. Татары и вовсе носили валенки с розовыми голенищами.

Кукморские валенки написал с натуры Борис Михайлович Кустодиев на картине, изобразившей ярмарку в небольшом поволжском городе в начале XX века. Особенно живописен мужичок, торгующий разноцветными воздушными шарами и обутый в кукморские валенки...

Сродни кукморским вятские валенки. Они были белые или светло-серые с красным узором по голенищу, который делали набойкой или шерстяными нитками.




Поделиться ссылкой