Перформанс (1970-1980-е годы)

Искусство перформанса, берущее начало в театрализованных представлениях футуристов, сюрреалистов и дадаистов, особенно в выступлениях последних в «Кабаре "Вольтер"», развивающее идеи «живописи действия» и хэппенингов 1960-х, иногда считают ответвлением концептуализма. Перформанс стал воплощением идеи конца ХХ века: художник и зритель зависят друг от друга.

В 1960-е термин «перформанс» использовали для описания методов, в которых художники для представления своих идей использовали возможности собственного тела. Они самовыражались в танце, пении, пантомиме, актерской игре; представления могли состояться несколько раз или всего однажды, в определенном месте или совершенно случайном, по заранее подготовленному сценарию или экспромтом. В Германии и Австрии перформанс известен под названием «акционизм». Наибольшее распространение акционизм получил в 1960-е и 1970-е и, подобно прочим формам перформанса, считается одним из аспектов концептуального искусства.

Фотография действия

На рождение нового искусства важное влияние оказала серия фотографий, сделанных в 1950 году Хансом Намутом (1915-1990) во время работы Джексона Поллока. Фотографии обрели широкую известность, придав популярности идее живописи действия, но вместе с тем вдохновили многих художников на поиски новых методов — к примеру, использования в творчестве всего тела. Приблизительно в это же время прошли первые хэппенинги, сначала в Нью-Йорке, а потом и по всему миру. Подобные представления, требовавшие от зрителя активного участия, вскоре стали называть перформансом. Пионером этого направления можно считать немецкого художника-концептуалиста Йозефа Бойса, бывшего летчика-истребителя, который был тяжело ранен во Второй мировой.

С 1963 года он проводил художественные акции, отражавшие его личный опыт, — метафорическое изображение человеческих страданий, поднимавшее одновременно серьезные социальные и политические вопросы. В Британии уже с 1969 года свои оригинальные представления устраивают Гилберт и Джордж, но называют это не перформансом, а «живым искусством». Перформанс существует во множестве форм, и одной из проблем на ранних его этапах была эфемерность произведения: будучи завершенным, оно тут же исчезало. Поэтому перформансы обычно фотографировали или записывали на видео. Именно таким образом идея получала распространение среди широкой публики. Эти представления по большей части не нуждаются в сценарии, в них важно содержание, а не актерское мастерство, хотя, разумеется, некий сюжет все же присутствует.

Художественные акции предпринимаются не для развлечения, но чтобы побудить зрителя задуматься о жизни, обществе, политике, психологии или иных проблемах, волнующих художников. Одни перформансы являются сатирой на современное общество, другие — протестом, а некоторые — философским произведением, подвергающим сомнению общепринятые ценности и модели поведения. Искусство перформанса — это форма непосредственного взаимодействия художника со зрителем, пробуждающая мысль и всегда стремящаяся к изменению его точки зрения или восприятия.

Ханс Намут
Ханс Намут
 работа Джексона Поллока
работы Джексона Поллока
Йозеф Бойс
Йозеф Бойс
«У каждого в жизни должны быть пятнадцать минут славы» Энди Уорхол

Различные интерпретации

Перформансы Ива Кляйна были связаны с живописью. В 1961 году он покрыл своей фирменной синей краской тела трех обнаженных моделей и, предложив им, подобно «живым кистям», оставить отпечатки своих тел на белой бумаге, назвал работу «Антропометрией». Энди Уорхол знаменит своими выступлениями с друзьями на вечеринках и публичных мероприятиях, включавшими музыку, кино и демонстрацию слайдов.

В 1970 году Гилберт и Джордж впервые продемонстрировали свои «живые скульптуры» — они выкрасили головы и руки золотой краской и долго пританцовывали, имитируя движения роботов, под мелодию песни «Под арками». Впоследствии они почти всегда появлялись на публике в таком же виде и утверждали, что все, что они делают, является произведением искусства. Ана Мендьета (1948-1985) в своих перформансах 1970-х подчеркивала гендерные и культурные особенности, рассказывая о родной Кубе и тяготах своей жизни в изгнании в Америке. Странные внешность и поведение Бойса служили иллюстрацией его идеи борьбы против ядерного оружия и тревоги о будущем мира.

 Энди Уорхол
Энди Уорхол
«Люди относятся к искусству как к чему-то, чего они не понимают, чему в их жизни нет места» Гилберт и Джордж

Идея о преобладании концепции над внешним выражением берет начало в творчестве авангардистов ХХ века. Представители перформанса стремились вывести искусство из музеев и галерей, освободить от традиций, понятных немногим избранным. С этой точки зрения, они хотели уничтожить сорняки капитализма, заполонившие искусство, — никаких агентов, никакой платы за выставки, никаких аукционов и баснословных цен на произведения. Перформанс — это искусство для всех. Разумеется, эта утопия так и не была реализована, но многие художники действительно придерживались радикальных политических взглядов и стремились изменить мировоззрение зрителя.

«Я хотел бы выйти наружу и начать возрождение жизни человечества, погрузившись в тело общества и создавая счастливое будущее» Йозеф Бойс
Ана Мендьета
Ана Мендьета

«Флюксус»

«Флюксус» — это художественное движение, появившееся в Германии в 1960-е. Название означает «поток» на латыни. Художники, композиторы, дизайнеры разделяли взгляды дадаистов на «живое искусство», антиискусство. Участники движения в Париже, Копенгагене, Амстердаме, Лондоне и Нью-Йорке устраивали концерты авангардной музыки и разного рода перформансы. Отвергая традиционные концепции, они смещали акцент с собственно произведения на переживания и непосредственные действия художника.

Бесшумный перформанс

Перформанс — это вовсе не то же самое, что обычное представление. Публика, возможно, и ожидает развлечения, но художник не собирается ублажать ее. За исключением тех случаев, когда перформанс является частью художественной выставки, публика не покупает билетов и творческий акт происходит один-единственный раз.

В 1952 году композитор Джон Кейдж (1912-1992) устроил первый «хэппенинг», предопределивший все последующие перформансы — знаменитые «4'33''». В течение 4 минут 33 секунд музыканты с инструментами в руках в полной тишине сидели перед публикой. Единственные звуки издавали зрители — кашель, шарканье ног и т. п., что было частью перформанса, поднимавшего вопрос о напрасных ожиданиях.

1957 год, Джон Кейдж «готовит» рояль к выступлению, размещая между струн, под струнами и под молоточками различные предметы, изменяющие звук
1957 год, Джон Кейдж «готовит» рояль к выступлению, размещая между струн, под струнами и под молоточками различные предметы, изменяющие звук



Поделиться ссылкой