Плоп-арт (англ, plop art) — термин для обозначения произведений искусства, которые резко выбиваются из контекста и среды, категорически не вписываясь в пространство и нарушая его целостность, эстетику, сложившийся архитектурный ансамбль и визуальную гармонию. Отличительная характеристика таких произведений — неуместность.
Встречаются на городских улицах и гигантские алые прищепки, и пластиковые улитки трехметрового роста. Радикальным случаем преображения городской среды при помощи произведения современного искусства стало появление розового зайчика глобальных размеров работы Оттмара Хёрля — президента Академии изобразительных искусств Нюрнберга (старейшая художественная академия Германии). Зайчик разместился возле легендарного здания Венской оперы в 2014 г. и с тех пор «дирижирует» настроением публики, спешащей на спектакли.
Плоп-арт — феномен в публичном искусстве, за которым тянется шлейф негативной коннотации. Некоторые особо пафосно настроенные творцы считают его уничижительным, впрочем, пафос не подвержен дискуссии, оставим их.
Произведениям плоп-арта присущи некоторые общие черты: обычно это большие абстрактные модернистские или современные скульптуры, созданные по государственным или корпоративным заказам, воздвигнутые на площадях, в атриумах небоскребов, перед офисными зданиями, на станциях метро, в парках и на других общественных площадках. Термин подразумевает, что выглядят они в этих местах непривлекательно или неуместно, неприемлемо к окружению. Но не заметить их невозможно.
Плоп-арт часто путают с уродливым искусством (неудачными работами или демонстративно, нарочито эпатажными), а также с непонятным искусством (абстрактным, экспрессионистским, авангардным). Разница в том, что неудачная работа неудачна везде, а плоп-арт — только в месте «некорректного» размещения.
Скульптор Тони Розенталь, чьи произведения называли «печально известными», ваял замечательные работы из металла, но размещал их крайне неуместно. Особой его любовью пользовались городские управления полиции. Однажды он «подложил плюху» в виде своей скульптуры «5 в 1» самой полиции Манхэттена. Шедевр выглядел нелепо, но два года борьбы доблестных стражей порядка за перенос этой работы оказались безуспешными — она стоит у здания полицейского департамента и по сей день.
В целом плоп-арт производит вполне позитивное впечатление. Да, его работы выглядят нелепо. Но в них чувствуется вызов в духе желтой кофты поэта Владимира Маяковского. Это смотрится дерзко и прогрессивно, освежает наши чувства и впечатления от привычных городских пейзажей.