Мудрый старец Конфуций

Лао-цзы и Конфуций... Вряд ли можно найти другой пример, когда бы в одной стране одновременно жили два легендарных мудреца и создавали два уникальных религиознофилософских учения. Но если Лао-цзы — проповедник покоя, то Конфуций — горячий сторонник действия во имя достижения успеха — и на личном уровне, и на уровне государства.

Философия? Религия? Государственная идеология?

Стоит ли удивляться, что конфуцианство, быстро завладев умами, стало основной религией в Китае на две с лишним тысячи лет, проникло в Японию, Корею. И не просто завладело — победило другие идеологии в упорной борьбе.

Одно из традиционных изображений Конфуция
Мы можем только догадываться, как выглядели пророк Моисей или Будда, исходя из их национальных особенностей, исторических традиций... и из изображений, которые тоже в огромной степени — плод фантазии. А вот о внешности Конфуция свидетельства оставили его ученики: у него были вмятина на темени, лицо с крупными чертами, густые брови и борода. Из-за своего высокого роста он имел привычку сутулиться. Но при всем при этом он обладал удивительной способностью располагать к себе людей
«Воля Бога — это то, что мы называем законом нашей жизни. Выполнение закона нашей жизни и есть то, что мы называем нравственной, истинной жизнью. Когда законы нашей жизни собраны в порядок, излагаются в последовательности, это и есть то, что мы зовем религией» (Конфуций)

Более того, в маоизме — государственной идеологии Китая в XX в., формально осуждавшей конфуцианство, — присутствовали явные заимствования из него. Остается оно авторитетной восточной религией и ныне. И это притом, что формально конфуцианство — не вполне религия, ибо не имеет собственной церкви, да и явного представления о Боге мы в нем не найдем, хотя Небо, некая сила, стоящая над всем и сотворившая все, присутствует. Но по проникновению во все сферы человеческой жизни конфуцианство определенно религия.

И в центре его — один из вопросов, на которые старается ответить каждая религия: какова нравственная основа власти, откуда у одних людей право управлять другими? Такое право может дать только Небо.

Если даосизм всецело опирается на человеческую интуицию, конфуцианство обожествляет разум, знания. Даже подлинное название этого учения можно перевести с китайского как «школа ученых», «школа образованных людей». Отсылка к личности Конфуция возникла на Западе. Имя «Конфуций» — тоже западное изобретение: так в XVI в. европейские миссионеры передали на латыни китайские слова «Кун Фу-цзы», означающие «Учитель из рода Кун». Интересно, что учителем Конфуция можно назвать не только в религиозном, возвышенном смысле этого слова, но и в светском, обиходно-повседневном: считается, что еще совсем юным Цю Чжун-ни из знатного рода Кун стал первым профессиональным педагогом в Китае.

Удивительно, но слово «конфуцианство» противоречит тому, каким видел свое учение сам Конфуций. Он считал, что ничего не создает, не является автором учения, а только передает мудрость древних «святых священномудрых».

О том, как обычный человек стал святым

Однако именно фигура Конфуция оказалась в центре. И обожествление было неизбежным. Пусть рождение Конфуция не окружено мистическими событиями, обстоятельства весьма символичны. По преданию, он родился во время паломничества родителей, в пещере. Отсюда и его имена: Цю означает «Холм», Чжун-ни — «Второй из глины». Сразу вспоминаются и обстоятельства рождения Иисуса Христа, и бытующие у разных народов легенды о сотворении человека из глины. Даже если это всего лишь совпадения, то совпадения знаковые.

Конфуций
В современном Китае Конфуция предпочитают изображать благообразным старцем. И это служит поводом для критики. Ведь за основу новых изображений берется то, которое выполнил художник У Даоцзы, живший в эпоху Тан, то есть более чем через тысячу лет после Конфуция

Конфуцианство, как и любая религия, несмотря на все свое новаторство, действительно не было изобретено — оно возникло на основе мифологии и традиционного китайского мировоззрения. По мере развития оно разделилось на ряд направлений. Самое заметное различие между «Школой канона древних знаков» и «Школой канона современных знаков». Представители первой считали учение Конфуция и первых его последователей неизменным и незыблемым, последователи второй стремились творчески развивать его, и им это удавалось. Так, Дун Чжуншу, живший во II в. до н. э., сумел создать целостную доктрину природы, общества, государства — именно такую, которая нужна была единому и сильному Китаю.

Через некоторое время были систематизированы древние тексты, составлен список канонических книг... и Конфуций вдруг стал уже не просто Учителем, а полубожеством, которому начали воздвигать храмы, в честь которого стали проводить пышные церемонии.

Висячий монастырь Сюань-кун-сы
Висячий монастырь Сюань-кун-сы — единственный храм в Китае, где объединены буддизм,даосизм и конфуцианство
Крупнейший из китайских храмов Конфуция в городском уезде Цюйфу
Крупнейший из китайских храмов Конфуция находится в городском уезде Цюйфу, на родине Конфуция. Здесь же, в Цюйфу, — Дворец Конфуция и кладбище Кунлинь, на котором похоронен он и его потомки. Часть городской застройки составляют старинные домики потомков Конфуция. Храмовый комплекс в Пекине — второй по величине

Это не спасло конфуцианство от конкуренции с другой чрезвычайно популярной в Китае религией — буддизмом. Не спасло и от модернизации, которую произвел в VIII—IX вв. историк, писатель и политик Хань Юй, последовательный противник как буддизма, так и даосизма и горячий сторонник учения Конфуция. Итог, по оценке одного из китайских ученых таков: конфуцианство и неоконфуцианство отличаются друг от друга настолько же, насколько христианство от иудаизма.

Священные книги конфуцианства

Менялось конфуцианство и впоследствии, подстраиваясь под новые социально-политические условия, и внося изменения в духовный мир стран Востока. Однако главные ценности остаются неизменными на протяжении двух с половиной тысячелетий.

Книга «Лунь Юй» Истоки Нового Завета
Удивительная книга «Лунь Юй» Истоки Нового Завета — в трудах апостолов, учеников Иисуса Христа, написавших Евангелия. Основы конфуцианства — в книге «Лунь Юй» («Беседы и суждения»). В ней тоже рассказывается о жизни того, с кем связывается религия, и тоже излагаются основы вероучения

Старейший конфуцианский канон — «Пятикнижие» (У-Цзин). Первая из книг — знаменитая во всем мире «Книга перемен» с системой гаданий. За ней следуют «Книга гимнов и песен», «Книга записанных преданий» с легендами о древнейшей истории Китая, «Записки о совершенном порядке вещей, правления и обрядов» и летопись княжества Лу, проникнутая конфуцианской моралью.

Затем на базе «Пятикнижия» был создан более простой для понимания вариант — «Четверокнижие», а с XII-XIII вв. существует «Тринадцатикнижие» — оба канонических собрания плюс не вошедшие в них ранее книги, канонизированные конфуцианством.

Конфуцианские добродетели

Из многочисленных конфуцианских добродетелей особо выделяются пять: человечность (жэнь), справедливость (и), мудрость (чжи), добропорядочность (ли), искренность (синь). Среди прочих — культурность, талант, почитание родителей, уважение к старшим, храбрость, верность, послушание, миролюбие и т. д. Пожалуй, эти добродетели не чужды ни одной из существующих религий.

В отдельную группу добродетелей объединяются Пять постоянств (Учан, или Улунь). Это нормы человеческих взаимоотношений в соответствии с иерархией в обществе: старшие заботятся о младших, младшие служат старшим и чтут их. Именно таковы должны быть отношения между государем и министром, отцом и сыном, старшим и младшим братьями, мужем и женой; на основе заботы и взаимоуважения строятся отношения между друзьями.

Во многих религиях есть утверждение: власть — от Бога, жизненный успех — знак Божьей милости. Но, пожалуй, нигде нет такого преклонения перед властью, как в конфуцианстве: даже люди в нем делятся на благородных мужей, средних, заурядных людей и на простонародье. Считается, что духовное совершенство человека напрямую зависит от того, насколько он смог возвыситься. И здесь Конфуций решительно расходится с Лао-цзы.

Еще одна группа добродетелей — Три устоя (Саньган). Это абсолютная власть государя над подданными, отца над детьми, мужа над женой. Последователи Конфуция добавили к Трем устоям Пять незыблемых правил, которые несколько корректируют изначальную категоричность формулировок: все это должно опираться на гуманность, справедливость, вежливость, разумность и верность.

Правитель у Конфуция — фигура символическая, стоящая над всем, как Небо над землей. При этом правят ученые (жу), которые одновременно являются философами, литераторами и чиновниками. Залог их добропорядочности — в отеческом отношении к подданным. Семью Конфуций считал государством и обществом в миниатюре: отец в семье — тоже Небо, властвующее и заботящееся, а сыновняя почтительность — одна из важнейших добродетелей. Небо подобно Богу в монотеистических религиях, Конфуций подобен пророку. И все же описать конфуцианство с точки зрения европейца крайне сложно.

Конфуцианство, как и большинство восточных религий, исповедуется в той стране, где зародилось, а по миру распространяется преимущественно за счет эмигрантов из Китая.




Поделиться ссылкой