«Картины той эпохи заставляли зрителя краснеть, содрогаться и построже вглядываться в себя.»
И. Е. Репин
В 1860-е годы в России возникло реалистическое направление в искусстве, унаследовавшее идеалы француза Гюстава Курбе. Представители этого течения предприняли первую в стране попытку учредить независимое творческое объединение — «Санкт-Петербургскую артель художников», впоследствии — «Товарищество передвижных художественных выставок».
Во второй половине XIX века в России произошли большие перемены во всех сферах жизни общества: отмена крепостничества, реформы армии и государственного управления. В то же время нарастало революционное движение.
Не осталось в стороне и искусство — и здесь нашлись свои реформаторы и борцы против академизма в живописи. И хотя в 1859 году изменения, происходящие в государстве, затронули и Императорскую Академию художеств, в искусстве по-прежнему царили «застывшие формы».
Сторонников зарождающегося в России критического реализма это, разумеется, не устраивало. Молодые художники жаждали быть в центре событий, а не рисовать «замшелых», как им казалось, Венер и Аполлонов!
В ноябре 1863 года в уже упомянутой Императорской Академии случился бунт. Четырнадцать лучших учеников, соревнующихся за золотую медаль, сообща подали прошение в Совет Академии о том, чтобы тему конкурсного задания — рисунок на мифологический сюжет — было позволено заменить любой картиной по своему выбору. Им отказали, и тогда все они покинули Академию.
В результате «Бунта четырнадцати» и была организована «Санкт-Петербургская артель художников» во главе с Иваном Крамским. Молодые живописцы зарабатывали на жизнь частными заказами и давали уроки рисования.
Артель просуществовала до 1870 года и распалась из-за внутренних разногласий между участниками.
В том же 1870 году семнадцать московских и петербургских художников (в том числе и несколько членов распавшейся «Артели») подали прошение министру внутренних дел с просьбой утвердить проект устава «Товарищества передвижных художественных выставок». «Товарищество» создавалось для устройства в городах империи передвижных художественных выставок ради «доставления жителям провинций возможности знакомиться с русским искусством, развития любви к искусству в обществе и облегчения для художников сбыта их произведений». Среди учредителей «Товарищества» были художники Василий Перов, Иван Крамской, Николай Ге, Иван Шишкин и другие.
2 сентября 1870 года устав был утвержден.
Многие передвижники (так стали называть членов «Товарищества») были сторонниками реформ не только в искусстве, но и в обществе. Основные темы их картин — тяжелая жизнь народа, прославление силы и мудрости простых людей, природа и история родной страны. И к каждой из этих тем живописцы подходили с максимальным правдоподобием, не забывая и о социально-политическом подтексте.
Скандал в 1888 году вызвала картина Николая Ярошенко «Всюду жизнь»: арестанты кормят голубей через зарешеченное окно своего вагона. Причем заключенные — отнюдь не звероподобные бандиты: женщина с ребенком, благообразный старик-крестьянин… Так кто же настоящий преступник? Где он? Не одет ли он в судейскую мантию?
Выставки передвижников неизменно пользовались успехом у публики. А вот власти часто не были в восторге от деятельности «Товарищества». Как писал об этом известный в то время художественный критик В. В. Стасов: «Ничто новое, выступающее на замену старого — негодного… никогда не водворялось без упорного сопротивления и без отчаянной борьбы… Оно с боя должно добыть себе место и завоевать себе права».
В разное время в состав «Товарищества передвижников» входили или сотрудничали с ним Николай Неврев, Илья Репин, Владимир и Николай Маковские, Григорий Мясоедов, Василий Поленов, Василий Суриков, Виктор Васнецов, Архип Куинджи.
«А в искусстве делает как раз тот, кто ничего и не говорит-то…» В. И. Суриков
Свою «Боярыню Морозову» Василий Суриков написал благодаря… вороне. Сам художник вспоминал об этом так: «Вот раз ворону увидел. Сидит на снегу и крыло одно отставила, — черным пятном на снегу сидит. Так вот этого пятна я много лет забыть не мог. Потом боярыню Морозову написал». И в самом деле, при взгляде на картину можно заметить, что край черного одеяния боярыни чем-то напоминает подбитое воронье крыло.
Одна из самых сильных картин, написанных художником-передвижником, — «Бурлаки на Волге» Ильи Репина, впервые выставленная в 1873 году.
Как выразился впоследствии Федор Достоевский, сам не понаслышке знакомый с тяжелой работой, «нельзя не полюбить их, этих беззащитных, нельзя уйти, не полюбив их. <…> Вся эта бурлацкая „партия" будет сниться потом во сне, через 15 лет вспомнится!»
И тема, и композиция этой масштабной картины, и скрытые в ней напряжение и мощь глубоко воздействуют на зрителя и сейчас, спустя полтора столетия.
Идею картины Репину подала сама жизнь: прогуливаясь вдоль реки, художник однажды увидел ватагу грязных, оборванных бурлаков, а рядом с ними — разодетых, ухоженных господ. Этот контраст произвел на художника столь глубокое впечатление, что он почти сразу же задумал картину. Эскизы для нее он писал в селе Ширяево Самарской губернии, где ему позировали как местные жители, так и сами бурлаки. Свою силу и глубину картина приобрела во многом благодаря этим колоритным типажам.