Сюрреализм: пробуждение бессознательного

_
Яцек Мальчевский «Смерть» (1902). Грань между символизмом и сюрреализмом провести достаточно сложно

Сюрреализм зародился в первые десятилетия XX века во Франции и стал популярным во всем мире. Это одно из самых многогранных направлений в искусстве. Представителей этого стиля по большому счету роднит лишь основа их творчества: подсознание, сон, фантазия, гипнотическое воздействие…

Освобождение духа

Сюрреализм (фр. surrеalisme — сверхреализм) как художественное направление оформился в 1920-х годах. Поначалу он обрел последователей в литературе и только потом — в живописи и других жанрах изобразительного искусства. Впервые это понятие использовал в 1917 году поэт Гийом Аполлинер в манифесте «Новый дух».

Философской основой для сюрреализма стали популярные в то время работы Зигмунда Фрейда, предлагавшего людям заглянуть в глубины своего подсознания, а также труды представителей левых политических партий и движений, которые призывали совершить революцию не только в капиталистических странах, но и в умах. Для всего этого требовалось освободиться от реального в пользу иррационального, «вне-разумного». «Манифест сюрреализма», созданный в 1924 году поэтом и писателем Андре Бретоном, гласил: «Среди множества доставшихся нам в наследство невзгод нам была предоставлена и величайшая свобода духа. Мы недостаточно ею злоупотребляем. <…> реалистическая точка зрения… представляется мне глубоко враждебной любому интеллектуальному и нравственному порыву. Она внушает мне чувство ужаса, ибо представляет собой плод всяческой посредственности, ненависти и плоского самодовольства».

Андре Бретон специально посещал психиатрические лечебницы, чтобы зарисовать и записать сны и фантазии пациентов

Поток сознания и достоверность невозможного

Сюрреалисты-художники придерживались двух основных концепций.

Первая заключалась в бессознательном и автоматическом создании картин, порой вообще без осознанного участия художника. Сюрреалист Макс Эрнст (1891–1976), например, так описывал изобретенную им методику: «Привяжите пустую консервную банку на веревку метр или два длиной, продырявьте дно, наполните ее краской пожиже и раскачивайте ее <…> над лежащим холстом».

Другой представитель этого направления, Жоан (Хуан) Миро (1893– 1983), создавал полотна, близкие к абстракционизму. Они представляли собой набор произвольных линий и пятен.

Самый известный сторонник второй концепции сюрреалистической живописи — Сальвадор Дали (1904–1989), считавший, что на холст следует как можно тщательнее переносить образы из собственного подсознания.

Работы Дали отличаются точной передачей перспективы и умелой игрой со светотенью. Именно талант и мастерство художника, а не только его фантастические творения, порой отталкивающие, а порой юмористические, сделали Дали одним из самых известных сюрреалистов XX века.

Имеенно Сальвадор Дали разработал дизайн этикетки для леденца чупа-чупс

Дали заявлял: «Сюрреализм — это я!», но при этом никогда не останавливался на каком-либо одном найденном приеме. Художников, пренебрегающих тонкостями художественного мастерства, он считал скорее ленивцами, чем гениями.

«Сюрреализм — не партия, не ярлык, а единственное в своем роде состояние духа, не скованное ни лозунгами, ни моралью» (С. Дали)

Многие художники, творившие в стиле сюрреализма, например мексиканка Фрида Кало (1907–1954), часто обращались к сказочным, фольклорным, мифологическим мотивам и образам.

«Считают, что я сюрреалист. Но я никогда не рисовала сны. Я рисовала мою реальность» (Ф. Кало)
Гюстав Моро «Фаэтон»
Гюстав Моро «Фаэтон» (1878) Этот художник оказал большое влияние на сюрреалистов

Живописный ребус. Новые стили

Еще один известный представитель сюрреализма, бельгиец Рене Магритт (1898–1967), писал вроде бы самые обычные предметы — при этом они оставались вполне узнаваемыми, а не превращались, как у других сюрреалистов, в собственные расплывчатые тени. Но их сочетание на картинах Магритта было воистину сюрреалистическим, оно повергало зрителя в недоумение и заставляло его задуматься.

Его картины похожи на ребусы, в которых зашифрован смысл бытия. Это ощущение подчеркивается слегка отстраненной художественной манерой Магритта. Художник как бы намекает зрителю, что вещи, будь то яблоко, гитара или курительная трубка, далеко не всегда являются тем, чем выглядят. Известен целый цикл его работ, где под каждым предметом написано: «Это не он».

«Мои картины — не сны усыпляющие, а сны пробуждающие» (Р. Магритт)

По мнению многих искусствоведов, сюрреализм определенно повлиял на развитие других стилей. Среди них можно назвать фантастический реализм и виженари арт — направление, представители которого экспериментировали с изменением сознания, перенося на холст возникшие в этом состоянии образы.

Наиболее популярные представители фантастического реализма — Рудольф Хауснер (1914–1995), Эрнст Фукс (род. 1930), Од Нердрум (род. 1944) и Ганс Гигер (1940–2014), придумавший внешний вид инопланетян в фантастическом фильме «Чужой» (1979).

Одилон Редон «Химера»
Одилон Редон «Химера» (1883). Фантазии Редона уже в конце XIX века были «чисто сюрреалистическими»



Поделиться ссылкой