Витраж — «окно в небеса»

«Свет есть главное украшение здания.»
Томас Фуллер

Человечество использует стекло уже несколько тысячелетий. Сначала людям было доступно лишь природное стекло, например вулканическое (обсидиан). Но с течением времени его научились изготавливать искусственно; где именно это произошло — достоверно не известно. «Родиной» стекла называют Финикию, Древний Египет, государства Двуречья. А в эпоху Средневековья стеклянные витражи (от лат. vitrum — «стекло») становятся неотъемлемой частью культуры и искусства, в первую очередь — храмового.

«Дела давно минувших дней»

Когда появился витраж в его нынешнем понимании — «полотно» из цветных стекол, предназначенное для размещения в оконном или дверном проеме со сквозным освещением? Увы, об этом трудно судить с уверенностью. Известно, что в древности окна вообще не имели стекол — проемы прикрывали выделанной кожей, тканью или затягивали бычьим пузырем, пропускавшим свет. Во времена Римской империи начали появляться стеклянные окна, но они были крайне редки ввиду дороговизны, поэтому позволить себе такие «украшения» могли лишь знатнейшие римляне. Но витраж как таковой — с использованием цветного стекла — видимо, появился лишь с распространением христианства. Существуют предположения, что нечто подобное витражам создавали мастера эллинистического Египта, но, вероятнее всего, в этом случае цветные стекла просто накладывались на прозрачные, а не вставлялись в специальные пазы-основу.

Витражи собора в Шартре
Витражи собора в Шартре

К сожалению, количество упоминаний о первых витражах значительно превышает число их подлинных сохранившихся фрагментов. В базиликах первых веков христианства имелись витражные окна. Причем в большинстве своем они были изготовлены не из цветного стекла, а из тонких пластинок различных полупрозрачных минералов — например, слюды или селенита. Эти пластинки вставлялись в «окошки», прорезанные в каменной или деревянной основе. То есть площадь стеклянной поверхности была ненамного больше, чем площадь непрозрачной основы. Сохранились упоминания о том, что цветные витражные окна имелись в окнах базилики Апостола Павла во времена императора Гонория (конец IV — начало V в.). Создавали витражи также и мастера, работавшие над оформлением храма Софии Константинопольской (VI в.). Правда, в наши дни в храме Святой Софии мы можем увидеть витражи, появившиеся уже после захвата Византии турками и созданные в традициях исламского искусства.

Почему именно в храмовом зодчестве витражи получили такое широкое распространение? Витраж наиболее красив тогда, когда его цветные стекла пронизаны яркими солнечными лучами. Сочетание цвета и света, игра солнечных зайчиков, танцующие на полу и стенах радужные лучи создают иллюзию чего-то волшебного, неземного, ирреального. Прекрасная иллюстрация к идее о божественной силе! Витраж воспринимался восхищенными зрителями как окно в высший, прекрасный мир. Он соединял земное и небесное, рождал в душе мечту о чем-то возвышенном.

В описываемое время практически невозможно было сделать полностью прозрачное, совершенно бесцветное стекло. Трудности вызывало и изготовление относительно крупных листов стекла: стеклодув сначала выдувал круглую форму, которую потом в горячем состоянии разрезали, а полученные куски выпрямляли.

Витражи романские...

В романский период — к XI столетию — витражи несколько видоизменяются и приобретают более привычный для нас вид. Во-первых, более тонким, прозрачным и ярким становится цветное стекло. Во-вторых, более легким и качественным становится скрепляющий части стекла металлический профиль — все это отныне позволяет получать более сложные, многоцветные, а следовательно, и более впечатляющие композиции.

Для получения красного, синего, зеленого оттенков использовали окиси различных металлов. Достичь полной чистоты стекла в то время было еще невозможно, поэтому, любуясь романскими витражами, мы замечаем небольшие пузырьки воздуха, помутнения в толще стекла, грубоватую обработку металлического профиля... Впрочем, на общее впечатление это не влияет. Более того, иногда незначительные дефекты стекла придают дополнительные визуальные эффекты.

При изготовлении витража контуры будущей композиции сначала рисовали на доске или другом гладком «носителе» подходящих размеров. При этом размечались не только границы фигур, но и границы каждого кусочка стекла. После этого начинался подбор необходимых стеклышек, затем они окрашивались и обжигались. На некоторых кусочках делался дополнительный рисунок или узор: например, при изготовлении лица персонажа или при необходимости изобразить узорчатые одежды. Для этого также использовались краски на основе окисей, при помощи которых наносили нужный рисунок и повторно обжигали фрагмент.

Первое дошедшее до нас средневековое описание процесса производства стекла было составлено монахом-бенедиктинцем по имени Теофил (XII век). Его труд «Список различных искусств» посвящен не только витражам — там описывается создание рукописной книги, росписи по стеклу, фресковой живописи. В наше время высказываются предположения, что «пресвитер Теофил» — не более чем псевдоним, за которым скрывался профессиональный художник.

Витражное полотно собиралось при помощи свинцового переплета по частям: композицию составляли из нескольких фрагментов. При установке в оконном проеме готовый витраж для большей надежности прикреплялся к металлической решетке.

К числу старейших известных витражей относится изображение головы Христа в Вейссембургском аббатстве в Эльзасе. Вполне возможно, что это лишь часть более старого изображения, находившегося где-то в другом месте, — на эту мысль исследователей наводит тот факт, что изображение (которое датируют XI веком) окружено более поздними вставками.

В Аугсбургском соборе Встречи Марии сохранились витражи с изображением ветхозаветных пророков и сцены вознесения Христа, которые разные исследователи относят к X-XII веку.

Интересный пример — витражи собора в Шартре. В настоящее время этот храм, ежегодно привлекающий к себе тысячи туристов из разных стран, обозначен в путеводителях как «шедевр готической архитектуры». Разговор о готике у нас с вами впереди, пока остановимся вот на чем: самый первый храм на этом месте был построен еще в первые века христианства; одной из главных святынь являлась плащаница Девы Марии. В 1020 году шартрская церковь сгорела, а на ее месте был построен храм в романском духе. Видимо, тогда же и началось создание витражей.

В эпоху готики находящиеся в одном храме витражи часто представляли собой тематические циклы — например, «рассказывали» какую-либо историю из Священного Писания.

Страшным бедствием для средневековых городов с их очень плотной застройкой были пожары. И за сто пятьдесят лет собор в Шартре пережил их несколько. Самым разрушительным оказался пожар 1194 года, но — удивительное дело — огонь пощадил плащаницу, главную святыню храма, и несколько витражей. Ими мы можем любоваться и по сей день, наряду с теми шедеврами витражного искусства, которые относятся уже к более поздней — готической — эпохе. После пожара конца XII века храм начали отстраивать уже в соответствии с новыми архитектурными идеалами, бережно сохранив все то, что пощадило пламя.

Самым известным романским витражом в Шартрском соборе является «Богородица из красивого стекла», или, согласно другим переводам, «Богородица прекрасных витражей». Создан этот шедевр около 1150 года. Основными цветами огромного витража являются синий и красный. Восседающая на престоле Дева Мария в окружении ангелов и святых с легкой улыбкой взирает сверху вниз на посетителей храма...

...И готические

С развитием готического стиля витраж занимает в храме все более и более значимое место. Храм становится иным: более легким, устремленным ввысь, стены становятся тоньше. Новые конструкции больше не требуют массивных простенков между окнами — а значит, последние становятся больше, выше, приобретают «стрельчатую» форму. Благодаря размещенным в этих окнах витражам стена собора практически превращается в разноцветное стеклянное полотно, пронизанное солнечными лучами. Как говорят, «стены растворяются в окнах». Вошедшему в собор казалось, что громадное здание словно парит в воздухе, поддерживаемое потоками света, приобретающими самые невероятные цвета. Можно ли придумать лучшее олицетворение для идеи божественного света, разгоняющего темноту и зло?

витражи монастыря Святого Павла
К числу старейших дошедших до нас относятся витражи монастыря Святого Павла в Великобритании. Предположительно, они созданы во второй половине VII века

С начала XIII столетия меняется и само качество витражей. Появляются новые краски, обогащается палитра художников. Готические витражи чуть светлее, нежели романские, они обладают более нежной гаммой и в то же время пропускают больше света; изображенные фигуры чуть менее угловаты. Прекрасные образцы готических витражей сохранились в соборе Парижской Богоматери, в Шартрском соборе, в соборе Кёльна (там общая площадь витражных полотен составляет почти 10 000 квадратных метров), в Кентерберийском соборе.

С окончанием Средневековья витражи не утратили своей популярности, правда, на смену Франции как законодательницы мод в этом виде искусства пришла Италия. Художники и дизайнеры с удовольствием использовали витраж в интерьере во времена историзма в XIX веке, в зданиях времен модерна... В наше время такой способ украшать жилища и общественные здания тоже популярен. Хотя, конечно, современные произведения не несут в себе того эмоционального и духовного накала, которым отличались витражи Средневековья.




Поделиться ссылкой