Святой великомученик Георгий Победоносец— один из самых любимых святых в христианском мире. Его образ воплотил в себе идеал стойкого мученика за веру, героя-защитника. Во многих странах его почитают как могущественного покровителя воинов, ведь в земной жизни Георгий сам был военачальником. А на Руси святого называли Егорием Храбрым.
Эта икона, созданная в XIV в. в Новгороде, стала одной из первых русских «житийных» икон («житие» — история жизни). В таких иконах центральное изображение святого окружено отдельными картинками (клеймами), в которых рассказывается о событиях из жизни главного персонажа. Средник (углубленное среднее поле иконы) обычно подразумевал поклонное изображение святого, то есть образ, к которому верующий обращался с молитвой. Здесь же сюжет сказания — это подвиг святого Георгия: усмирение страшного змея и спасение царевны Елисавы. Именно это сделало произведение настоящей иконографической редкостью.
Когда-то икона принадлежала М. П. Погодину, знаменитому историку и собирателю древностей. Из его собрания икона попала в Русский музей.
В среднике (центре) представлен расширенный вариант композиции «Чудо святого Георгия о змие», основанной на византийской легенде, входившей в цикл чудес святого. Перед нами «град Ракли», у стен которого, в озере, поселилось чудище, в башне — фигуры очевидцев события: царя, царицы, придворных. А царевна показана в тот момент, когда она, по велению Георгия, сняла с себя пояс и повела послушного змия в город.
Клейма читаются слева направо, как текст в книге, и построчно: первое клеймо — верхнее левое.
В верхнем ряду рассказывается о том, что в соответствии с христианскими законами Георгий раздает имущество бедным. Однако правителю-язычнику подобное поведение не нравится, и Георгия берут под стражу. Приводят к царю Диоклетиану, а после разговора с ним сажают в темницу.
Далее следуют картины мучения и пыток, расположенных так же построчно. Георгия секут, трут камнем, жгут свечами, варят в котле, пилят пилой, опускают в кипящую смолу. В конце концов, не добившись отречения святого, ему отсекают голову.
Пространство иконы всегда блещет золотым светом. Это Царство Небесное, в котором нет теней. Тот же свет сияет вокруг головы любого святого, его называют нимбом. Отчасти заменить золотой цвет может белый. Он по своему символическому значению тоже означает свет, праведность и чистоту. Чёрным изображают пещеры и адскую бездну. Коричневая или темно-зелёная полоса внизу иконы обозначает землю и называется «позем». Синий и голубой — небесные цвета. Зелёный — цвет природы, жизни. Красный — энергичный, часто победоносный. Но в красном писали и мучеников, проливших кровь за веру. Пурпур (багрянец) считается цветом высшей власти — божественной и царской.