Экспрессионизм. Буйство эмоций

«С момента моего рождения ангелы тревоги, беспокойства и смерти были всегда рядом...»
Эдвард Мунк

Так же как и многие другие течения позднего модернизма и авангарда, экспрессионизм был порождением бурного начала XX столетия. Напряжение, нерв, исступление, крик — именно такими словами можно описать произведения экспрессионистов, среди которых были художники, архитекторы, музыканты, кинорежиссеры. Экспрессионизм — не воспроизведение реальности. Это выражение эмоции, причем далеко не всегда положительной.

Август Маке «Модная витрина»
Август Маке «Модная витрина» (1913). Маке — художник с ярким, узнаваемым стилем

Цвет, мазок, линия, ритм

У экспрессионистов много общего с уже известными вам фовистами. Но если последние для передачи своего мироощущения зрителю использовали в первую очередь цвет, то экспрессионисты расширили арсенал воздействия. Впечатление от их картин складывается не только благодаря цвету — кстати, далеко не всегда чистому и яркому, нередки на этих полотнах мрачные, грязноватые оттенки. Линии — угловатые, рваные, то хаотично перекрещивающиеся, то словно затягивающие зрителя в глубокий омут; мазки — лихорадочные, широкие, подчас откровенно небрежные; фигуры — изломанные, деформированные, как будто придавленные тяжестью бытия. Именно таков экспрессионизм — искусство, создававшееся в эпоху военных катастроф и утраты нравственных ориентиров.

Отто Мюллер «Автопортрет с пентаграммой»
Отто Мюллер «Автопортрет с пентаграммой» (1924) Мюллер был членом группы «Мост» с 1910 года

Не надо думать, что все произведения этого направления исключительно мрачны и депрессивны; например, среди полотен Амедео Модильяни (18841920), Августа Маке (1887-1914), Марианны Веревкиной (1860-1938) и других известных экспрессионистов можно найти вполне мирные сюжеты, бытовые сценки и даже юмористические зарисовки. Но и в них неизменны напряженность цвета и линии, динамичная и нестандартная композиция.

Экспрессионизм в германии и австрии

В 1905 году несколько молодых немецких архитекторов и художников — Эрнст Людвиг Кирхнер, Фриц Блейль, Карл Шмидт-Ротлуф, Эрих Хеккель — создали творческую группу «Мост», с которой в основном и связывают начало развития экспрессионизма в Германии. Интересно, что они разработали некую универсальную технику, общий стиль: в итоге исследователи и искусствоведы, изучающие творчество членов «Моста», часто теряются в догадках, кому конкретно принадлежит то или иное полотно. В то время была популярна теория о том, что истинный художник должен бороться с обывательщиной, буржуазными проявлениями в искусстве, «красивостями на потребу толпы». И создание творческих групп, подобных «Мосту», должно было усилить влияние мастеров на умы, помочь художникам бороться за свое место в мире.

Эдвард Мунк «Крик»
Эдвард Мунк «Крик» (1893) Один из четырех вариантов картины

Говоря об экспрессионизме, неизменно упоминают и еще одного яркого представителя этого направления — австрийца Эгона Шиле (1890-1918). Все его творчество проникнуто ощущением трагедии и смерти. Одна из самых впечатляющих картин — «Умирающая мать», черно-розовая гамма которой, спирально закручивающиеся линии напоминают о бесконечности и о неразрывной связи жизни и небытия. Свою последнюю картину — «Семья», на которой изображены сам художник, его покойная жена и их так и не родившийся ребенок, — Шиле закончил незадолго до смерти: в возрасте 28 лет он скончался во время эпидемии гриппа.

«Крик», прозвучавший на весь мир

Визитной карточкой экспрессионизма стала картина норвежского художника Эдварда Мунка (1863-1944) «Крик», существующая в нескольких вариациях и давно ставшая, как сейчас говорят, культовой. Сюжет и исполнение предельно просты: на фоне обобщенного, представленного несколькими мазками пейзажа, посреди моста, стоит кричащая человеческая фигура. Мужчина это или женщина — неясно, голова и тело человека изображены почти схематично. За его спиной, в нескольких шагах, видны еще два силуэта...

Амедео Модильяни «Невеста и жених»
Амедео Модильяни «Невеста и жених» (1916). Приметы экспрессионизма сочетаются с легкой иронией по отношению к персонажам

Но почему же это почти детское по своей технике произведение оказывает такое мощное воздействие? Может быть, дело в оранжево-кровавом небе? Или в том, что лицо-маска напоминает череп? Или происходящее кажется нам таким близким и страшным потому, что человек кричит, бесконечно и беззвучно кричит в пустоту, но явно не получает отклика? О том, как родился замысел «Крика», сам художник писал так: «Я шёл по дороге с двумя приятелями, вдруг солнце зашло и все небо стало кровавым. Я задержался, опёрся на балюстраду моста, смертельно усталый. Над чёрно-голубым фьордом и городом висели клубы кровавого пара. Мои приятели пошли дальше, а я остался с открытой раной в груди. Громкий, бесконечный крик пронзил окружающую природу».

Именно такова природа экспрессионизма: болезненная, иногда чрезмерная реакция на несовершенство окружающего мира. Но так же как врач при помощи горького лекарства несет больному исцеление, многие экспрессионисты мечтали при помощи своего будоражащего, дисгармоничного искусства образумить балансирующее на краю пропасти человечество.




Поделиться ссылкой