Фовизм. Дикая красота

«Я хочу достигнуть такой конденсации ощущений, которая создаст картину.»
Анри Матисс

Альфред Морер. Прованский пейзаж (ок. 1920)
Альфред Морер. Прованский пейзаж (ок. 1920)

Это направление просуществовало совсем недолго—лишь несколько лет. Но фовисты успели не только прочно занять место в искусстве начала XX столетия, но и сконцентрировать в своем творчестве многие характерные черты предшественников. А также вдохновить новые поколения художников, привлеченных темпераментом и фантастическими яркими красками «фовистских» полотен...

Буйство цвета

На художественной выставке Осеннего салона 1905 года в Париже царило оживление. Постоянные посетители привыкли к тому, что салоны всегда преподносят что-нибудь неожиданное. Но в этот раз художники превзошли сами себя... Зрители толпились в залах, где были развешены картины очень странного вида: невероятно яркие, броские, на которых среди разноцветных пятен подчас даже трудно было рассмотреть персонажей или предметы. Настоящий взрыв красок! Некоторые напоминали аппликацию: четкие силуэты, отсутствие привычной перспективы. Некоторые на первый взгляд казались мешаниной мазков и штрихов, но как только зритель отходил чуть дальше — на полотне неожиданно «прорисовывались» изображения людей, деревьев, панорамы города. И все эти картины объединяло одно: кричащая гамма красок. Желтый, синий, красный, ярко-зеленый...

Поль Гоген. Женщина с манго. 1892. Балтиморский художественный музей
Поль Гоген. Женщина с манго. 1892. Балтиморский художественный музей

Реакция зрителей была неоднозначной. Кто-то был в восторге — парижские живописцы в очередной раз удивили публику, подтвердили статус Франции как законодательницы мод, в том числе и в живописи! Но негативных отзывов также было предостаточно. С разгромной статьей выступил влиятельный критик Луи Восель, приверженец традиционного, консервативного искусства. Его приговор был суров: «Дикие животные!» Именно от этого определения — «les fauves» по-французски — и произошло название «фовисты». Они не писали программ, не издавали манифестов. Но остались в истории искусства. Почему же? С чего началась их история и каким направлениям они сами дали начало?

Как впечатлить зрителя?

К концу XX века в европейской живописи уже появилось немало новых течений и направлений. Академизм с его пристрастием к мифологическим и религиозным сюжетам отошел на второй план. Переворот в искусстве осуществили реалисты, заявившие, что изображения шахтеров, каменщиков, рыночных торговок могут быть ничуть не менее интересны, чем портреты монархов и сцены из Священного писания.

Свое веское слово сказали и импрессионисты, не желавшие изображать «все как в жизни» и стремившиеся передать мимолетные ощущения и впечатления. Художники покидают студии и работают на пленэре, смешивают краски не на палитре, а непосредственно на холсте, добиваясь яркости и чистоты их звучания. В эпоху постимпрессионизма мастера много экспериментируют с техниками нанесения красок на холст: так, например, пуантилисты (от франц. point точка) создавали свои картины, формируя изображения из множества разноцветных точек... Так называемые «гении-одиночки» из числа постимпрессионистов — Анри де Тулуз-Лотрек, Винсент ван Гог, Поль Сезанн — ставили на первое место в живописи то выразительную «плакатность», то язык цвета, то обращали внимание на геометрию изображаемых предметов и фигур.

Робер Делоне. Портрет Жана Метценже
Робер Делоне. Портрет Жана Метценже, 1906. Холст, масло. Частное собрание

И творчество фовистов в определенном смысле стало итогом творческих исканий французских художников за несколько десятков лет. Сначала несколько молодых живописцев — Андре Дерен (1880-1954), Анри Матисс (1869- 1954) и Морис де Вламинк (1876-1958) заявили, что «старая живопись приходит к концу» и нужно искать нечто новое. Реализм, логика, сюжет, классическое построение композиции — все это, с их точки зрения, было уже лишним. Цвет и только цвет должен стать выразительным средством. Именно он должен будить чувства, устанавливать связь между живописцем и зрителем. То есть будущие фовисты считали, что вовсе не обязательно сливать воедино сюжет, объект изображения и живописные средства — живопись сама по себе является произведением искусства! А «то, что хотел сказать художник», вдохновленный цветом зритель способен додумать и воспринять сам. «Исходный пункт фовизма, — чуть позднее писал Анри Матисс (неформальный лидер нового течения) — это решительное возвращение к красивым синим, красивым красным, красивым желтым — первичным элементам, которые будоражат наши чувства до самых глубин».

Сказано — сделано. И на выставке 1906 года в Париже были представлены картины, наглядно иллюстрировавшие убеждения молодых бунтарей: Андре Дерена, Мориса де Вламинка, Анри Матисса. Также к группе присоединились Отон Фриез (1879-1949), Луи Вальта (1869-1952), Альбер Марке (1875-1947), правда, его часто относят к постимпрессионистам, Кес ван Донген (1877-1968), Рауль Дюфи (1877-1953), Шарль Камуан (1879-1965), Жорж Брак (1882-1963).

Предшественники и наследники

Как это часто бывает, фовисты, заявлявшие о своем решительном отказе от всех предшествующих течений в живописи, на самом деле многое позаимствовали у «старших товарищей».

Наследие Ван Гога и Поля Гогена читается в ярких красках, напряженном ритме, искажении пропорций фигур в угоду выразительности. От импрессионистов им досталось пристрастие к поиску красоты в обыденном, свободная манера письма. В живописи фовистов можно найти даже отголоски древнеегипетского искусства: плоскостное изображение лиц и тел, почти полное отсутствие перспективы, но при этом — уверенность и четкость линии.

Поль Серюзье. Талисман
Поль Серюзье. Талисман. 1888. Музей Орсе. Цвет был важной составляющей французской живописи начиная ещё с эпохи постимпрессионистов.

Союз фовистов просуществовал недолго. Уже в 1908-1909 годах художники перестали устраивать совместные выставки и пошли каждый по своему пути — причем далеко не всегда этот путь пролегал в русле созданного ими фовизма. Живописцы увлекались новыми течениями и стилями: например, Жорж Брак «переквалифицировался» в кубисты.

Но идеи и достижения фовистов всплывали то тут, то там. Их пристрастие к чистому цвету позже проявит себя в абстракционизме и в искусстве «Новых диких» — уже после Второй мировой войны. Эмоциональность и бьющий по нервам ритм будут использовать экспрессионисты. Сильное влияние фовистов испытали российские художники, например, члены объединения «Бубновый валет». Ведь, как сказал в свое время Морис де Вламинк, «Фовизм — это не изобретение, не образ действия: это способ существования, действия, мышления».

«Выразительность для меня заключается не в страсти, которая светится на лице и которая проявляется через мощное движение, она— во всем расположении моей картины» (Анри Матисс)



Поделиться ссылкой