На рубеже XIX—XX вв., желая отключиться от суровой и серой действительности, русские мастера стремились создать некий счастливый мир, где всё прекрасно и радостно. Для одних таким идеалом было античное время. Другие нашли очаровательным галантный XVI11 в. Третьи, полностью отказавшись от реальности, пытались построить новый мир из геометрических форм и цветовых пятен. Художник Борис Кустодиев открыл для себя неисчислимые сокровища народной культуры и сумел создать свой идеальный, беспечальный мир, свою купеческую Русь — легендарную собственную «Страну Ку-стодию», сказочную и реальную одновременно, такую, каким представляется мир в народном сознании.
Рассматривая радостные полотна Кустодиева, трудно предположить, что он, поражённый костным туберкулезом, постепенно терял возможность двигаться и в конце концов мог лежать только на спине. Но и тогда он продолжал работать, подвесив холст над кроватью. И, несмотря на эти испытания и муки, именно в годы болезни художником созданы десятки шедевров, полные радости, солнца, весёлого разноцветья.
Воспоминания о детстве, о родной Астрахани, шумных гуляньях и народных праздниках в годы болезни часто помогали художнику найти сюжеты для новых произведений. Так появилась и весёлая, озорная, жизнелюбивая «Масленица» — первое полотно знаменитой праздничной серии.
Следуя воле художника, мы обходим всю композицию по кругу, попадая в неё несколькими путями: на несущейся тройке, по следам на сугробе или по тропинке между снежными завалами. Оказываемся около группы, расположившейся под высокими деревьями. А так как мощные стволы замыкают композицию, не выпускают нас за пределы полотна, мы разворачиваемся в глубь картины, к сказочному городку. Рассматриваем праздничное гулянье у его стен. Потом вместе с мальчишками поднимаемся на гору и скатываемся с неё и, завершая композиционный круг, покидаем праздник с другой упряжкой почти там же, где начали движение.