Картина «Утро в сосновом лесу»

УТРО В СОСНОВОМ ЛЕСУ
И. И. Шишкин. УТРО В СОСНОВОМ ЛЕСУ 1889 г. Холст, масло. Государственная Третьяковская галлерея

КТО ЖЕ АВТОР?

История создания знаменитой картины окутана тайной. Существует легенда, что, придя в гости к Константину Савицкому, Шишкин увидел на мольберте полотно с очаровательными медвежатами, нарисованными Савицким для своего ребёнка. Медведи так понравились Ивану Ивановичу, что он упросил друга отдать холст ему. Эта версия подкрепляется письмом самого Савицкого к родным: «...Затеял я как-то картину с медведями в лесу, приохотился к ней. И Иван Шишкин взял на себя исполнение пейзажа...» Другая версия гласит, что толчком к работе послужил пейзаж «Туман в сосновом лесу», написанный Шишкиным после поездки в вологодские леса. Задний план «Утра...» с участком густого леса чрезвычайно похож на дальний вид «Тумана...» Может быть, действительно именно эта работа, вызвавшая восторг у зрителей, породила желание двух художников написать похожий по мотиву пейзаж, оживлённый анималистической сценкой. И Савицкий по эскизу Шишкина пишет медведей, а сам он дописывает окружение.

Картина не стала яблоком раздора в многолетней дружбе художников, хота недоброжелатели утверждали, что весь гонорар за картину получил Шишкин а Савицкий обиделся и стёр свою подпись. Однако сам Савицкий упоминает: «Пошли суды да пересуд пришлось мне подписаться, а затем поделить и самые трофеи купли и продажи».

«МИШКА КОСОЛАПЫЙ»

Полотна Шишкина пользуются всеобщей любовью: по ним учатся многие художники-пейзажисты, репродукции его знаменитых пейзажей знает каждый ребёнок, ими проиллюстрированы школьные учебники. А картина «Утро в сосновом лесу» украсила фантик шоколадной конфеты «Мишка косолапый». Говорят, что ещё в конце XIX в. художник Эм- мануил Андреев взял за основу сюжет шишкинского «Утра...» и поместил его на яркий бирюзовый фон.

ПРОПАЖА ПОДПИСИ

Первоначально Савицкий подписи своей на картине не поставил, и впервые на выставке в Петербурге «Утро...» было представлено как работа Шишкина. Петербургская выставка закрылась 2 апреля, а уже 12 апреля в Москве посетители могли увидеть на полотне рядом с подписью Шишкина фамилию Савицкого. Потом имя Савицкого было затёрто. Поговаривали, что такова воля Третьякова, основателя и хозяина галереи, дескать, покупал он картину у Шишкина, и почему теперь возник еще и Савицкий? По мнению Павла Михайловича, всё здесь, «начиная от замысла и кончая исполнением, всё говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину». Главное в картине не столько её «медвежья» занимательность, а пейзаж, прекрасно раскрывающий переходное утреннее солнечно-туманное состояние природы. Так и вошло полотно в коллекцию Третьяковской галереи с именем одного автора и под названием «Медвежье семейство в лесу».

В 1947 г. картине было возвращено первоначальное название, но фамилия Савицкого на ней не появилась.




Поделиться ссылкой