Картины сельской природы

И.И. Левитан ВЕЧЕРНИЙ ЗВОН
И.И. Левитан ВЕЧЕРНИЙ ЗВОН 1892 г. Москва, Государственная Третьяковская галерея

В АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ

В Петербургской академии художеств издавна был ландшафтный класс, где учили юных пейзажистов. Картины сельской природы писали по правилам. В соответствии с ними в центре полотна должно быть изображено величественное архитектурное сооружение, красивое озеро, водопад или фонтан, а справа и слева размещены деревья и кусты (в виде театральных кулис). Полотно чётко делилось на три части (три плана) по горизонтали, причём каждый план выдерживался в определённом цвете. Первый, наиболее близкий к зрителю, художник выполнял в коричневых тонах, второй — в зелёных, а дальний — в голубых. Все художники были обязаны придерживаться этой схемы, поэтому пейзажи получались однотипными, похожими друг на друга.

МАНЕРЫ ЖИВОПИСНОЙ «РЕЧИ»

ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ
А.К. Саврасов ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ 1871 г. Москва, Государственная Третьяковская галерея

Стиль живописного рассказа о природе может быть разным — от эмоционально-восторженного до спокойного, созерцательного. Все художники обладают собственной манерой письма, подобно тому, как разные люди — манерой речи. Один тараторит, глотая слова, другой, наоборот, говорит долго и медленно. В зависимости от манеры живописной «речи» можно выделить три основные группы пейзажей: лирический, эпический, декоративный.

РАЗНЫЕ ПЕЙЗАЖИ

Лирический пейзаж передаёт поэтические переживания автора. Такие пейзажи, как, например, полотна А. К. Саврасова, показывают внутреннее состояние природы, подмечают тончайшие её оттенки.

Эпический пейзаж — это торжественный гимн красоте. Его яркий представитель И. И. Шишкин воспевает в своих картинах величие русских просторов.

Декоративный пейзаж, так же как декорации в театре, условен, формы и цвета в нём обобщены, особое внимание уделяется передаче эффектов освещения.

КОРАБЕЛЬНАЯ РОЩА
И.И. Шишкин КОРАБЕЛЬНАЯ РОЩА 1898 г. Санкт-Петербург, Государственный Русский музей



Поделиться ссылкой