В Петербургской академии художеств издавна был ландшафтный класс, где учили юных пейзажистов. Картины сельской природы писали по правилам. В соответствии с ними в центре полотна должно быть изображено величественное архитектурное сооружение, красивое озеро, водопад или фонтан, а справа и слева размещены деревья и кусты (в виде театральных кулис). Полотно чётко делилось на три части (три плана) по горизонтали, причём каждый план выдерживался в определённом цвете. Первый, наиболее близкий к зрителю, художник выполнял в коричневых тонах, второй — в зелёных, а дальний — в голубых. Все художники были обязаны придерживаться этой схемы, поэтому пейзажи получались однотипными, похожими друг на друга.
Стиль живописного рассказа о природе может быть разным — от эмоционально-восторженного до спокойного, созерцательного. Все художники обладают собственной манерой письма, подобно тому, как разные люди — манерой речи. Один тараторит, глотая слова, другой, наоборот, говорит долго и медленно. В зависимости от манеры живописной «речи» можно выделить три основные группы пейзажей: лирический, эпический, декоративный.
Лирический пейзаж передаёт поэтические переживания автора. Такие пейзажи, как, например, полотна А. К. Саврасова, показывают внутреннее состояние природы, подмечают тончайшие её оттенки.
Эпический пейзаж — это торжественный гимн красоте. Его яркий представитель И. И. Шишкин воспевает в своих картинах величие русских просторов.
Декоративный пейзаж, так же как декорации в театре, условен, формы и цвета в нём обобщены, особое внимание уделяется передаче эффектов освещения.