Марина. Пейзаж среди волн

Морскими пейзажами, или маринами, принято называть изображение всего, что происходит на море, включая бури, сражения, волны или безмятежные рассветы.

Море зовет

Художники, специализирующиеся на этом виде пейзажа, а их так и звали — маринисты, — люди особого склада. В их картинах море, а не гибнущий корабль, летящие ядра или античный храм на берегу, является главным. Все, что изображено, кроме моря, служит лишь ему одному.

Корабли из Дувра. Эдвин Хейс. 1890-е
Корабли из Дувра. Эдвин Хейс. 1890-е

Пожалуй, назвать самой древней мариной первобытные «макароны» — волнистые линии на покрытых глиной стенах пещер — будет несколько самонадеянно. Отдадим пальму первенства древним грекам. Именно копии их картин — морские пейзажи с парусниками и сражениями — мы видим на фресковых росписях в Помпеях и Геркулануме. А значит, и римлянам был не чужд этот жанр.

В последующие столетия море было лишь фоном для действий человека. И только аналитический XVII в. вновь вернул нам его «портреты» в работах голландцев — в то время заядлых морских путешественников.

Ян Порселлис, Симон де Влигер, Геркулес Сегерс, Ян ван де Каппелле, Людольф Бакхёйсен, Виллем ван де Велде специализировались на морских пейзажах, изображая море в его различных состояниях: от полного штиля ранним утром до бушующей ночной стихии.

Во Франции писать марины особенно почетно. Здесь существует официальное воинское звание — художник Морского флота. Оно присваивается министром обороны страны выдающимся маринистам, независимо от вида искусства, который те предпочитают.

Рембрандт — маринист

В молодости отдал дань морской стихии великий Рембрандт, избравший жанр марины для изображения библейского сюжета об утешении во Христе во время душевных бурь. Угрожающий плеск темных волн контрастирует здесь с возносимой в хлопьях белой пены к проясняющимся небесам утлой лодочкой.

Шторм на море Галилейском. Рембрандт. 1633 г.
Шторм на море Галилейском. Рембрандт. 1633 г.

Особый колорит

Морские пейзажи отличает особый колорит, нежные оттенки красок, тонкие тональные переходы. Маринист должен знать устройство судов и верно рисовать оснастку, исправную или сорванную бурей. Картины маринистов порой производят сложное впечатление, объединяя на одном полотне и утлую лодочку с не ждущими спасения, но сражающимися за жизнь моряками, и красоту обрушивающихся на них вздыбленных волн, не желающих отпускать свою добычу.

Композиции маринистов обычно построены с низкой точки зрения, создающей ощущение обширного пространства и особого величия.

В современной живописи превалирует уже не тема противостояния человека и стихии или рассказ о человеческой стойкости перед лицом житейских бурь, но гармоничное сосуществование человека и морской стихии. Человеческие фигурки и морские обитатели кажутся единым целым в лоне матери-природы и бесконечного океана.

Сложная аллегория

Морские пейзажи стали популярной аллегорией, обрели дополнительные смысловые оттенки, когда использовались в качестве «картины в картине». Если на традиционной для голландского искусства XVII в. жанровой картине появлялось изображение бурного морского пейзажа в сцене, где девушка читает письмо, это дополняло сюжет напоминанием о бурных волнах любви или сочувствием беспокойству героини о путешествующих близких. В изображении жилища философа морская тема оборачивалась размышлениями о бурном море бытия.

Кораблекрушение. Франсуа-Пьер-Бернар Барри. Вторая половина 1870-х гг.
Кораблекрушение. Франсуа-Пьер-Бернар Барри. Вторая половина 1870-х гг.

Море новаторства

Особое место жанр марины занял в работах импрессионистов, этих новаторов живописи. Вибрация влажного воздуха, брызги света, пересыпанные с мазками, изображающими воду, сливаются в пестрые ковры.

В работах их последователей и продолжателей Поля Синьяка и Жоржа Сёра радуги и блики в морской воде вспыхивают изумрудно-зелеными, фиалковыми и оранжево-золотистыми оттенками. Попробовали себя в жанре марины и сюрреалисты — Рене Магритт с его безбрежными фонами и лаконичными работами, в которых море становится вполне реальным действующим лицом и символической доминантой перед лицом Вечности.




Поделиться ссылкой