«Менины» Диего Веласкес

«Менины» Диего Веласкес
  • Автор: Диего Веласкес
  • Название: Менины
  • Дата создания: 1656
  • Школа: Испания
  • Техника и материалы: холст, масло
  • Размер: 318 х 276 см
  • Формат: вертикальный
  • Жанр: портрет, бытовой

Этот шедевр Веласкеса – одна из самых загадочных картин в истории европейской живописи. По сути, он является портретом инфанты (принцессы) Маргариты в окружении ее фрейлин (las meninas). Но судя по композиции этого полотна, художник, изобразивший себя за работой над большим холстом, не может писать портрет девочки, поскольку стоит рядом с ней. Ответ на вопрос, над чьим же портретом он работает, нам дает зеркало, висящее в глубине комнаты. В нем мы видим отражение двух фигур. Это король и королева Испании, которые позируют Веласкесу, в то время как пятилетняя инфанта всего лишь зашла их навестить. Таким образом, в «Менинах» Веласкес дает «социальный» портрет королевского двора.

Более того, исследователи предполагают, что основной целью при создании этой картины для Веласкеса было желание утвердить статус живописца, подчеркнув творческую составляющую его труда, воспринимающегося того в обществе как простое ремесленичество. Возможно, художник хотел подчеркнуть и свое личное положение при королевском дворе. На груди самого Веласкеса мы видим красный рыцарский крест Сант-Яго, но в момент написания «Менин», художник еще не был в него посвящен, это произошло только три года спустя. Крест был добавлен в картину уже после смерти художника по повелению короля, который был знатоком живописи и многое сделал для того, чтобы она сравнялась по статусу со свободными искусствами.

В этом полотне стоит обратить внимание и на живописную манеру Веласкеса. Художник разработал технику, которая давала возможность рассмотреть детали лишь с некоторого расстояния. Так вблизи кружевные манжеты Доньи Изабеллы представляют собой неопределенные мазки кисти, которые лишь намекают на предмет, а не изображают его, и в этом испанский мастер на несколько столетий предвосхитил творческие искания импрессионистов. Веласкес имитирует фактуру роскошных тканей – с близкого расстояния кажется, что столь реальные предметы как шитый серебром лиф, розетки, кружева и вышивка практически «собраны» из точек, пятен и легких мазков красной, бежевой, черной красок и белил.

Инфанта Маргарита

Инфанта Маргарита

Взгляд пятилетней девочки прикован к королевской чете, сидящей перед картиной и отражающейся в зеркале.

Карлица Мария Барбола

Карлица Мария Барбола

Ее уродство и темное платье подчеркивают нежность и красоту инфанты.

Фрейлина Донья Мария Сармиенто

Фрейлина Донья Мария Сармиенто

Слева от инфанты, рядом с художником, изображена фрейлина – Донья Мария Сармиенто, подносящая ей красный глиняный кувшин на золотой тарелке.

Хосе Нието

силуэт гофмаршала двора, дона Хосе Нието

В дверном проеме на заднем плане мы видим силуэт гофмаршала двора, дона Хосе Нието. Его взгляд направлен в сторону короля и королевы. Стоит отметить, что прием с отражением в зеркале мог быть заимствован Веласкесом из «Портрета четы Арнольфини» Яна ван Эйка.

Собака

Собака

На переднем плане в правом углу картины – дремлющий мастифф, на которого поставил свою маленькую ножку придворный шут Николасито.




Поделиться ссылкой