Изобразить на картине темное время суток пришло в голову, вероятно, очень романтичному человеку. Это утверждение иллюстрируют ночные пейзажи, каждый из которых таит особое, не всегда лирическое, но несомненно харизматичное очарование.
Говорят, ночные пейзажи рисовали еще древние греки. Этот живописный жанр называется ноктюрн.
Римляне, копировавшие шедевры греков, создавали работы на черных фонах. Но были ли это ночные пейзажи? Или слой фона потемнел от времени? Утверждать трудно. Зато Средневековье с удовольствием живописало ночные видения, духовные откровения во тьме, сцены бегства в Египет, звезду волхвов и Рождество. И все это происходило на фоне не слишком звездных, не считая кометы-знака, но определенно темных небес с вспышками костра, свечи или особого сияния, исходящего от светоносной фигурки Младенца Христа.
В XIV—XVI вв., в удивительно плодотворный период Возрождения, ночные пейзажи получили право на светское содержание. И было оно — пожар.
Картина «Бегство в Египет» Адама Эльсхаймера стала одной из первых в европейской живописи, где изображение звездного ночного неба является полностью реалистичным. С большой вероятностью можно утверждать, что художник был знаком с работой астронома Галилео Галилея «Звездный вестник», изображая в соответствии с описаниями Млечный Путь и кратеры на лунной поверхности.
Художники-маньеристы предпочитали «лирический» ночной пейзаж с блеском полной луны, отраженным тихими водами. Впоследствии это направление окажется особенно близким художникам «братства назарейцев», которые через три столетия к сцене ночи будут добавлять фигурку философски настроенного немецкого буржуа.
В западноевропейской живописи XVII в. живописными ноктюрнами прославился Адам Эльсхаймер. Его поэтические ночные пейзажи с тщательно зафиксированными эффектами освещения и реалистичным изображением положения на небе луны и звезд стали основой этой разновидности пейзажного жанра.
Поражает воображение также «Пейзаж в лунном свете с каретой», созданный Гверчино,в котором нет сюжета, лишь мчится в глубокой ночи карета, гуляют люди, спит на берегу бездомный — под холодным сиянием луны.
Драматические изображения пылающих сооружений, кораблей с мечущимися фигурками людей завораживали величием неукротимой стихии. Пожары в то время были частым делом — вот, к примеру, лондонский. Он тоже был неоднократно зарисован. Трагедии часто служат поводом для вдохновения художников и щекочут нервы зрителю, у которого еще нет телевизора.
«Ночь в Сен-Клу» Мунка отнюдь не столь экспрессивна, как «Крик». Деликатное сочетание дополняющих друг друга голубого и коричневого, четко фиксированная перекрестьем вертикали и диагонали композиция, в которой самое темное, самое статичное — силуэт мужчины у окна. Он не снял цилиндр, хотя сидит уже давно, даже трубка успела погаснуть. Его отрешенный взгляд устремлен наружу, но смотрит ли он туда? Ночь, воспоминания, тишина...