Раннехристианская живопись и живопись Средних веков

В 313 г. император Константин объявил христианство официальной религией Рима, что оказало впоследствии большое влияние на развитие европейского искусства в целом, и живописи в частности. Решение Константина имело политический характер, он использовал новую монотеистическую церковь как средство, которое могло помочь объединить империю.

Перед художниками стояла задача найти визуальные средства для выражения основных идей христианской религии. Велись долгие споры о том, можно ли изображать Бога-отца и не является ли это идолопоклонством, но в отношении фигуры Христа таких запретов не существовало, поскольку центральным догматом христианской веры являлась человеческая сущность Иисуса. Хотя на заре нового искусства часто расходились мнения о том, каким следует его изображать: молодым или зрелым, суровым или милосердным, бородатым или безбородым.

Живописные композиции, связанные с сюжетами из жизни Христа, имели свои особенности. Так, например, в первые века нашей эры не принято было представлять сцену распятия, поскольку к смерти на кресте на территории Римской империи приговаривали лишь преступников. Древнейшие памятники христианской живописи появились задолго до того, как эта религия была узаконена в Риме. Они относятся ко II в. и находятся в римских катакомбах, стены и потолки которых были украшены орнаментальными росписями, заимствованными из убранства жилых домов того времени.

Среди сюжетов росписей – эпизоды из жизни Христа, изображавшие исключительно сцены совершаемых им чудес, чтобы подчеркнуть его божественную сущность. Другие сюжеты, такие, как Ноев ковчег, Три отрока в пещи огненной, Даниил во рву со львами, История Ионы также создавались в качестве примеров чудесного избавления от смерти, символов надежды на спасение за гробом.

Добрый пастырь Катакомбы Домитиллы. Рим
Добрый пастырь Катакомбы Домитиллы. Рим.  Но все же главный образ, через который в то время изображали Христа – это образ Доброго Пастыря. Он тесно связан с образом агнца и библейскими текстами, в том числе притчей, которую Христос рассказывал своим ученикам: «Пастух пас большое стадо, и одна из овец ушла и заблудилась. Тогда пастух оставил всех своих овец ради одной заблудшей, отправился искать ее и нашел, перепуганную и ослабевшую. Он положил овцу на плечи и вернулся к стаду». Так же и Иисус, как Добрый пастырь, заботился о своей пастве и о заблудших душах. В образе пастуха, держащего на плечах агнца, он представлен в росписи из катакомбы Домитиллы
Оранта. Катакомбы Присциллы. Рим. III в. н. э.
Оранта. Катакомбы Присциллы. Рим. III в. н. э. Христианские вера и надежда находили свое воплощение и в образе так называемых орант (лат. «молящаяся») – женской фигуры с молитвенно воздетыми руками. Она представляла собой душу усопшего и символизировала победу духа над плотью, что подчеркивалось уплощенным силуэтом и контурным рисунком. Главное внимание в этом образе уделялось лицу и глазам
Иисус – Альфа и Омега Катакомбы Коммодиллы. IV в.
Иисус – Альфа и Омега Катакомбы Коммодиллы. IV в. Это раннехристианское изображение Христа относится к так называемому «иконографическому» типу, который встречается в целом ряде фресок, начиная с конца IV в. Данная роспись, являющаяся наиболее ранним из известных науке «иконографических» изображений, находится в катакомбах Коммодиллы. Здесь Христос представлен с длинной бородой и длинными вьющимися волосами, его взгляд устремлен не на зрителя, а в сторону. Такой изобразительный тип имеет более позднее происхождение, чем «античный» (безбородый и с короткими волосами), он получает широкое распространение в послеконстантиновскую эпоху

Раннехристианская живопись довольно многое заимствовала у античного искусства. Так, образ христианского ангела восходит к языческой персонификации победы, а волхвы, приносящие дары младенцу Христу, – к варварам, приносящим дань своему победителю. Апостолы изображались наподобие языческих философов и поэтов. Под языческим влиянием сложился и определенный образ Христа: юный Христос в катакомбной живописи напоминает языческого бога Гермеса, а изображение Христа с бородой и длинными волосами на прямой пробор происходит от обожествленного образа царя, каким его представляли в Месопотамии и древнем Иране.

Нимбы, осенявшие Христа и святых, когда-то изображались вокруг голов императоров и других персон, занимавших в светской иерархии высокое положение. Чтобы лучше объяснить свое учение язычникам, христиане использовали и некоторые античные мифы, в которых иногда проводили параллели с идеями христианства. Один из таких примеров – изображение Христа в виде Орфея, который очаровывал игрой на лире диких зверей: как Орфей укрощал животных, так и Христос через свое слово привлекает людей и укрощает стихии.

Но у нового искусства все же была и новая задача – христиане стремились передать не только то, что видимо глазами, но и особое духовное содержание своего учения, то, что неподвластно прямому изображению, и в этом им помогало использование символов. Наиболее часто в раннехристианской живописи встречаются такие символы как виноградная лоза, рыба, агнец, голубь.

Изображение рыбы Катакомбы Каллиста II–IV вв.
Изображение рыбы Катакомбы Каллиста II–IV вв. Рыба – один из наиболее ранних и широко распространенных христианских символов, имевших многообразное толкование. Ее связывали с именем Иисуса Христа и воспринимали как символ крещения. Одним из древнейших символов Евхаристии является изображение рыбы со стоящей у нее на спине корзиной с хлебами и вином. Катакомбы Каллиста
Спас Вседержитель VI в.
Спас Вседержитель VI в. Древнейшие из дошедших до нас икон относятся к VI в. и выполнены в технике энкаустики на деревянной основе, что роднит их с фаюмскими портретами, от которых иконописные образы унаследовали огромные глаза, печать скорбной отрешенности на лицах, золотой фон. К числу самых известных энкаустических икон относится изображение Христа Вседержителя, хранящееся в монастыре святой Екатерины на Синае. Эта икона, скорее всего, была написана в одной из мастерских Константинополя – столицы Византии, о чем свидетельствует высокий уровень ее исполнения

В 395 г. н. э. произошло разделение Римской империи на Восточную и Западную, что привело позднее к разделению христианской церкви на католическую и православную. Восточная Римская Империя получила название Византия. Это государство стало оплотом православного христианства, которое и легло в основу византийского искусства. Именно здесь возникает новая художественная традиция, до сих пор сохраняющаяся в православных странах, в том числе и в России – иконопись. Так, родом из Византии был великий русский иконописец Феофан Грек (ок. 1340 – после 1405), византийскими канонами руководствовались в своем творчестве Андрей Рублев (1360/70 – ок. 1430) и другие древнерусские мастера. К числу византийских относится и знаменитая чудотворная икона Богоматери Владимирской из собрания Третьяковской Галереи.

Само слово «икона» означает на греческом языке «образ», «изображение». Основная задача иконописи заключалась в том, чтобы передать живописными, материальными средствами нечто нематериальное, духовное, бесплотное. Поэтому для иконописных изображений характерна предельная дематериализация фигур, сведенных к двумерным объемам на плоской поверхности доски. Для написания фонов и нимбов в иконах использовали золотой цвет, который призван был восприниматься как божественный, не только глазом, но и разумом верующих. Этот цвет принято называть «фаворским», поскольку согласно Библии, преображение Христа произошло на горе Фавор, где его образ предстал перед апостолами в ослепляющем золотом сиянии.

Спас Нерукотворный. 1447
Спас Нерукотворный. 1447. Образ Христа в православной иконографии называется Спасом. Первым по времени и значимости изображением подобного типа является так называемый «Спас Нерукотворный» – икона квадратной или прямоугольной формы, где на белом или золотом фоне написано лицо Иисуса. Этот тип иконы связан с преданием о том, что лик Христа чудесным образом отпечатался на платке, которым дала ему вытереть лицо во время крестного пути женщина по имени Вероника, именно поэтому его и называют нерукотворным
Спас в силах. XVI в.
Спас в силах. XVI в. Значительное место в иконографии занимает и изображение «Спас в силах», представляющее сидящего на едва намеченном престоле Христа в ярких красных или охряных с золотом одеждах. Его фигура вписана в алый ромб, который помещен в синий овал, вписанный в свою очередь в алый квадрат с расходящимися от него золотыми лучами. Золотые лучи исходят и от фигуры Христа. С этим каноном связан и образ «Спаса на престоле», который является более упрощенным и не включает в себя изображение геометрических фигур. Существуют также и другие многочисленные трактовки образа Спаса, такие как «Спас огрудный», «Спас оплечный», «Спас оглавный», «Спас поясной», «Спас Еммануил» (изображение Христа в юном возрасте, без бороды и усов). Помимо этого известно много иконописных изображений Христа в различных обстоятельствах его земного и небесного бытия

Несмотря на преобладание в иконописи духовного начала, художникам необходимо было показать, что Христос, Дева Мария, апостолы и святые являлись реальными людьми и имели земной облик. Поэтому для ранних, энкаустических, икон был характерен определенный «реализм» в трактовке образов, стремление к документальному отражению реального существования Иисуса, Богородицы, святых и ангелов. Оправданием и смыслом иконы святые отцы считали сам факт вочеловечивания Христа. Невидимый Бог, не имеющий образа, изображен быть не может.

Если Христос был действительно воплощен в человеческом облике, если Его плоть была реальна, значит, она была изобразима. Но икона передает не только и не столько телесный облик сына Божьего, поэтому на первых иконах, несмотря на «реализм», на иллюзорную передачу света и объема, также присутствуют знаки мира невидимого. Прежде всего, это нимб – окружающий голову световой диск, символизирующий благодать и сияние Божества.

Вознесение Господне Греция. XV в.
Вознесение Господне Греция. XV в.

Для передачи духовности и божественности земных образов в православной живописи сложился особый, строго определенный тип изображения того или иного сюжета, называемый иконографическим каноном. Эти изобразительные законы, предписывающие создание священных образов в определенной манере, продолжают сохраняться и по сей день.

Для православной традиции характерно и несколько основных типов изображения Богоматери: Богоматерь Оранта (молящаяся), представленная в рост, с разведенными в стороны и воздетыми в молитве руками, Богоматерь «Великая Панагия» – «Всесвятая» – изображение Марии, на груди у которой в складках мафория изображен Спас Еммануил, Богоматерь «Умиление» («Елеуса»), милующая Богоматерь – поясное изображение Марии, держащий на руках младенца Иисуса, прильнувшего к ее щеке. Богоматерь «Одигитрия» – поясное изображение Богоматери с младенцем, прямо смотрящей перед собой, «Покров Божьей Матери» – изображение Богородицы с покровом (покрывалом), который она распростирает надо всеми.

Богоматерь Одигитрия Византия. XIII в.
Богоматерь Одигитрия Византия. XIII в.

В Византии постепенно формируется и особая христианская символика цвета, основы которой разработал Дионисий Ареопагит в IV в. Согласно ей, вишневый цвет, объединяющий красный и фиолетовый, т. е. начало и конец спектра, означает самого Христа, который есть начало и конец всего сущего. Голубой – цвет неба и чистоты. Красный – божественный огонь, цвет крови Христа и цвет царственности в Византии. Зеленый – цвет юности, свежести, обновления. Желтый тождественен золотому. Белый – обозначение Бога, подобен Свету и сочетает все цвета радуги. Черный – это сокровенные тайны Бога. В связи со сложившимися в те времена традициями Христос и по сей день неизменно изображается в вишневом хитоне и голубом плаще – гиматии, а Богоматерь – в темно-синем хитоне и вишневом покрывале – мафории.

К канонам иконописного изображения относится и так называемая обратная перспектива, имеющая точки схода не позади или внутри изображения, а перед изображением, т. е. там, где находится зритель. Каждый предмет, таким образом, при удалении расширяется и словно «разворачивается», при этом создается ощущение, что изображение «движется» к зрителю, а не от него.

Евангелие Годескалька Ок. 781–783
Евангелие Годескалька Ок. 781–783.  Живопись в эпоху раннего средневековья представлена преимущественно в богато украшавшихся рукописных книгах, где заглавная буква, инициал, могла разрастаться в целую миниатюрную картину. Переписывание и оформление книг было трудным делом, этим занимались в основном монахи в специальных мастерских – скрипториях. Особенно славились скриптории французских, английских и ирландских монастырей

Иконы традиционно писались и продолжают писаться на досках, чаще всего кипарисовых. Несколько досок скрепляют шпонками и покрывают сверху левкасом – грунтом, изготовленным на рыбьем клее. Левкас полируют до гладкости, а затем наносят изображение: сначала подготовительный рисунок, а потом живописный слой.

В иконографическом каноне византийского искусства на протяжении его почти тысячелетнего исторического развития закреплялись основные элементы и приемы живописи, повлиявшей на искусство стран как православного круга, так и католического, например, некоторых областей Италии.

Живописи Западной Римской империи суждено было развиваться иным путем. Рим был захвачен и разгромлен варварами в 476 г. Античные традиции постепенно ушли в небытие. Но художественные особенности варварской культуры со временем также оказались под влиянием христианства. Варвары переосмысливали христианские сюжеты и само христианство в духе своих первобытных мифов. Их искусство имело прочные народные основы, определяющим для него было прежде всего декоративно-орнаментальное начало.

Новое религиозное мышление сформировало искусство всей Европы в эпоху Средневековья, началом которого принято считать V в. н. э. Главным заказчиком произведений искусства в это время становится церковь.

Евангелие Сен-Мартен де Шан Ок. 790
Евангелие Сен-Мартен де Шан Ок. 790. Французские рукописи в основном украшались зооморфными инициалами: заглавной буквой в виде стилизованных птиц, рыб, фантастических животных. На полях часто можно увидеть христианские символы: крест, голубь и т.д. Англо-ирландские рукописи заполнялись плетенкой, мотивы которых уходят в доисторические времена, когда они имели магическое значение. В них встречаются изображения фигур Христа и святых, имеющие обычно геометризованные формы, в обрамлении плетенки, а образы животных при всей стилизации сохраняют удивительную жизненность и правдоподобие

Монументальная живопись в VI–VIII вв. развития не получила, но уже в IX в. она достигает высокого уровня, хотя памятников сохранилось очень немного.

X в. был временем больших бедствий для Европы, поэтому книга остается единственным памятником живописной культуры того времени, а созданные тогда фрески сохранились только во фрагментах.

Шантенейское Евангелие Начало IX в.
Шантенейское Евангелие Начало IX в. Миниатюра евангелиста выполнена без обрамления на пустой странице, сплошь окрашенной пурпуром. Новыми чертами, свойственными западно европейскому средневековью становятся экспрессивность и напряженность повествования. Особого внимания заслуживает каролингская рукописная книга, в которой рядом с чисто декоративным принципом сочетается иллюстративный. На миниатюрах из этих рукописей предстают величавые мужи в античных тогах с книгой в руках
Исцеление глухого. Фреска из бенедиктинского монастыря святого Иоанна. 1160-е
Исцеление глухого. Фреска из бенедиктинского монастыря святого Иоанна. 1160-е Одними из самых известных романских росписей являются фрески из бенедиктинского монастыря святого Иоанна в Мюстаире (Швейцария). В прошлом веке в старейшей церкви монастыря были обнаружены несколько настенных изображений, датированных приблизительно 800 гг. На них представлены сцены из жизни ветхозаветного царя Давида, сюжеты, связанные со Страстями Христовыми, сцены распятия святого Андрея и изображение Страшного Суда.

Росписи выполнены с использованием ограниченной цветовой гаммы (охра, красный и коричневый цвета). В них сказалось влияние позднеантичной художественной культуры – наличие фонов с изображением классической архитектуры, относительно правильные пропорции фигур, светотеневая моделировка, естественные позы и движения персонажей. Апсиды и восточная стена церкви были заново расписаны в XII в. фресками на темы пира Ирода Антипы и танца Саломеи, потребовавшей за его исполнение голову Иоана Креститля, а также притчи о десяти девах

Эпоха романики (XI–XIII вв.) – становится временем расцвета монументального искусства, в том числе и живописи. Росписи теперь покрывают и стены, и своды храмов, распределяясь согласно определенной программе: Христос во Славе и Вознесение помещались в абсиде храма, на стенах нефов – сцены из Священного писания, на западной стене – Страшный суд. Росписи должны были обязательно носить характер постепенно разворачивающегося повествования, поскольку еще в VI в. Папа Римский Григорий I определил роль религиозного искусства следующим образом: «Изображения употребляются в храмах, дабы те, кто не знает грамоты… читали то, что не в силах прочесть в книгах». Эта задача, поставленная перед живописными произведениями, оставалась актуальной еще очень длительное время.

В начале XII столетия постепенно зарождается новый тип религиозного сооружения – стремительно вздымающийся ввысь монументальный готический собор. Происходившие изменения в архитектуре повлекли за собой и изменения в области монументальной живописи – место фресок занял теперь витраж, создававшийся из кусков цветного стекла (перешедший позднее в живопись по стеклу) в свинцовой обводке, известный еще в раннем Средневековье, но получивший полноценное развитие в период готики.

Деревянный потолок в церкви святого Михаила
Деревянный потолок в церкви святого Михаила. Особого внимания заслуживают и росписи деревянного потолка в церкви святого Михаила в немецком городе Гильдесгейме, выполненные в XIII в. На дубовых балках центрального нефа здесь изображено генеалогическое древо Иисуса Христа
Братья Лимбург. Великолепный Часослов герцога Беррийского Апрель. XV в. Фрагмент
Братья Лимбург. Великолепный Часослов герцога Беррийского Апрель. XV в. Фрагмент Живопись малых форм органично присутствует в рукописных книгах. В миниатюре находят отражение не только религиозные, но и светские темы, нередко художники обращаются и к миру природы. Филигранные произведения миниатюристов напоминают тонкостью линий и яркостью цвета изящные ювелирные изделия

Новый расцвет монументальной, и в особенности станковой живописи, начинается с эпохи раннего Возрождения в Италии, но готическая традиция (золотой фон, графично очерченный силуэт, изящество линий) еще долго будет прослеживаться в произведениях как итальянских мастеров, так и художников Северного Возрождения.




Поделиться ссылкой