«Воображение, создающее аналогии или соответствия и передающее их образом, — вот формула символизма.»
Рене Гиль
Во второй половине XIX века развитие науки и техники шло семимильными шагами. Все меньше в мире оставалось загадок, все рациональнее и практичнее становились люди. И, словно в противовес этому, в искусстве зарождается удивительное направление — символизм, проявивший себя в литературе, музыке, театральном искусстве, но наиболее ярко — в живописи.
В 1880-е годы, одновременно с развитием промышленности, точных наук и механики, начинается расцвет мистицизма: становится модным вызывать духов, обращаться за помощью к медиумам... Интерес к «тонкому миру» проявился и в медицине: врачи как раз в это время начинают уделять особое внимание человеческой психике, изучают происхождение душевных расстройств и сновидений. Все это было ново, неожиданно и загадочно. И именно к таинственному, потустороннему обратились представители символизма.
Это направление в искусстве зародилось во Франции и сначала проявило себя в литературе. Одним из основоположников символизма принято считать поэта Шарля Бодлера (1821-1867), которого после выхода сборника стихотворений «Цветы зла» оштрафовали за «нарушение общественных моральных норм». И в самом деле, мрачное обаяние и гротескные образы этих стихотворений восхищали, привлекали, вызывали отвращение... Но не оставляли равнодушным никого. А одно из стихотворений — «Соответствия» — впоследствии назовут «манифестом символизма»:
Природа—дивный храм, где ряд живых колонн
О чем-то шепчет нам невнятными словами,
Лес темный символов знакомыми очами
На проходящего глядит со всех сторон...
Это художественное течение, заявляющее: есть на свете вещи, которые невозможно постичь с помощью логики и разума! Задача творца — не преподносить читателю или зрителю готовые образы: нужно обращаться к подсознанию, будить ассоциации, разговаривать языком иносказания и аллегорий. Символисты утверждали: тот мир, который мы видим вокруг, — лишь бледное отражение мира истинного, лежащего вне пределов обычного чувственного восприятия. И этот мир постигается именно при помощи языка символов: условных знаков, обозначающих не только предметы, но и явления, и даже целые системы ценностей.
В общем-то, эти приемы были не новы: за много веков до того язык символов использовался в живописи — как светской, так и церковной. Так, четырехлепестковый цветок в ручке младенца Христа намекал на его будущие крестные муки, а изображение собачки у ног счастливых молодоженов служило аллегорией их взаимной верности и преданности.
Но именно во второй половине XIX столетия символизм превращается не просто в один из художественных приемов, а занимает ведущее место в искусстве. Картины могут уже не просто содержать в себе тот или иной намек, они превращаются в настоящий набор иносказаний, который каждый зритель мог истолковать по-своему, найти в таинственном полумраке художественного полотна что-то понятное и видное только ему. Искусство становится ключом к тайнам мира, художник превращается в человека, несущего истину: но истолковать полученную информацию, «пропустить ее через себя» зритель должен сам! На первый взгляд, картины могут показаться странными, перегруженными деталями, с болезненно-напряженным сюжетом. Но в этом и сила символизма — он не дает готовых рецептов, он заставляет думать, переживать, сочувствовать.
«Тайна мара символами не закрывается, а именно раскрывается, в своей подлинной сущности, то есть как тайна» (П. А. Флоренский)
Британский художник Джордж Фредерик Уоттс (1817-1904) называл своей главной задачей стремление к прекрасному и к истине — через пробуждение воображения и фантазии зрителя. Не правда ли, эти слова могли бы стать девизом всех символистов? Его картины «Жизнь и Смерть», «Паоло и Франческа» напоминают о быстротечности жизни, о красоте и побеждающей силе светлого чувства. А на одном из самых загадочных полотен Уоттса — «Надежда» — мы видим женскую фигуру с повязкой на глазах, которая, съежившись, словно от холода, продолжает перебирать пальцами струны сломанной лиры. Надежда может жить, даже если рухнул весь мир...
Картины французского живописца-символиста Пьера Пюви де Шаванна (1824-1898) напоминали античные фрески, исполненные торжественного величия, символически представлявшие единство природной стихии и глубоко чувствующей души. Одно из самых известных его полотен — «Смерть и девушки» — не совсем типично для Шаванна. На зеленом, покрытом цветами лугу веселятся юные девушки, их светлые развевающиеся одеяния напоминают легкие гонимые ветром лепестки. Но почему они не замечают, что совсем рядом, за невысокой кучкой скошенной травы, лежит черная фигура, вооруженная косой? И почему таким зловещим кажется лес на заднем плане? Лишь одна из девушек, кажется, увидела темный силуэт Смерти — но она скорее задумчива, нежели напугана. Повержена ли лежащая Смерть или она только ждет удобного момента, чтобы превратить цветущий луг в пустыню? Картины символистов не дают ответов — они ждут их от вас...
Символикой — христианской, языческой, сказочной — наполнены многие картины Эдварда Берн-Джонса. Персонажи картины «Любовь среди руин» неподвижны и отрешенны, но вместо них многое могут рассказать детали: пробившийся сквозь каменные плиты нежный колокольчик, рухнувшая могучая колонна, причудливо змеящиеся колючие ветви диких роз.
Символизм нашел свое отражение в творчестве Фернана Кнопфа (1858-1921), Гюстава Моро (1826-1898, правда, сам Моро был против всевозможных «ярлыков»), Владислава Подковиньского (1866-1895), Одилона Редона (18401916), Виктора Борисова-Мусатова (1870-1905), Михаила Врубеля (18561910). А впоследствии приемы, характерные для этого направления, использовались в творчестве сюрреалистов, авангардистов и многих других. Искусство не возникает ниоткуда и не уходит в никуда!