Техники и материалы живописи

Идейный замысел своего живописного произведения художник обычно воплощает с помощью кисточек и красок, наносимых на какую-либо плоскую поверхность – основу.

Основы для живописи

До XV в. в Европе в качестве основы для станковой живописи использовали преимущественно дерево, при этом предпочтение той или иной породы древесины в зависимости от страны могло быть разным. В Италии применяли доски из тополя, лиственницы, липы, в Голландии – из дуба, во Франции часто использовали орех, в России – липу. Особое значение придавалось качеству древесины, служившей основой для картины: известно, что во Фландрии в XVII в. был принят закон, по которому продажа досок под живопись разрешалась лишь после их проверки.

На тыльной стороне доски, одобренной специальной комиссией, выжигалось изображение двух ладоней. После высокой оценки, вынесенной уже готовому живописному произведению, ниже выжигалась башня, оба этих символа являлись частью герба города Антверпен. Такой контроль был результатом общей любви и уважения к искусству.

Кроме дерева мастера прошлого применяли в качестве основ и другие материалы: камень, листовую медь, железо, цинк, стекло и т. п. Так, итальянский художник XVI в. Себастьяно дель Пьомбо написал свою картину «Несение креста» на каменной основе – шифере.

Широкое распространение в качестве основы для живописных произведений небольшого размера получили также медные пластины. Первыми на них стали работать итальянские мастера XVI в., но постепенно этот вид основы завоевал популярность и в других художественных школах – Голландии, Франции, Испании, Англии.

В России медные доски использовали в XVII в. царские иконописцы, а в XVIII в. некоторые художники применяли ее для миниатюрной живописи, в том числе В. Л. Боровиковский.

Кроме меди художники использовали и другие металлы – олово, свинец, цинк, примером чему может служить известное произведение Михаила Врубеля «Богоматерь с младенцем», написанное им для Кирилловской церкви в Киеве и исполненное на большой цинковой доске.

Ян Брейгель Старший Ваза с цветами, драгоценным камнем, монетами и раковиной Медь, масло. 1607
Ян Брейгель Старший Ваза с цветами, драгоценным камнем, монетами и раковиной Медь, масло. 1607

С XV в. в качестве основы живописцы все чаще начинают использовать холст. Возрастающее предпочтение этого материала объясняется как практическими, так и эстетическими его особенностями. Неровности холста создают на поверхности живописи дополнительную вибрацию света, фактура ткани становится важным художественным элементом композиции. Этот эффект усиливается за счет грунтовки холста и соответствующей техники письма. Поскольку в качестве основы для живописи в данном случае используется ткань, написанные на ней картины называют «живописными полотнами».

Для создания подготовительных эскизов и этюдов художники издавна обращались к более дешевым видам основ – бумаге и картону. Нередко выполненные на них работы становились самостоятельными произведениями искусства, обладающими большой художественной и исторической ценностью.

Инструменты

Краски наносятся на основу кистями различных форм, имеющими щетину разной жесткости, натуральную или синтетическую. Нередко мастер прибегает и к другим инструментам, таким как мастихин (от итал. mestichino), с помощью которого смешиваются краски, очищается палитра (дощечка для смешивания красок) или наносится густой слой краски на основу. Иногда мастихин употребляется вместо кисти для создания живописного произведения, нанесения краски ровным слоем или рельефными мазками. Мастихины, как и кисти, могут иметь самую разнообразную форму и размер. Но случались в истории живописи примеры, когда художник использовал в качестве инструмента свои пальцы, эта особенность была свойственна, например, Винсенту Ван Гогу – мастеру, значительно изменившему в конце XIX в. представления о привычных методах написания картин.

Мастихины

Краски

Краски издревле изготавливали из красящих пигментов, перетирая их в мелкий порошок для дальнейшего смешивания со связующим материалом. Пигменты могут быть минеральными (охра, лазурит, киноварь), органическими (краплак, жженая кость) и искусственными (свинцовые белила, берлинская лазурь). И если на протяжении многих столетий краски перетирались и смешивались в мастерских самими художниками (или их помощниками), то в XIX в. начинают появляться уже готовые для работы смеси. Более того, в 1841 г. было запатентовано такое изобретение как тюбик для краски, подаривший художникам возможность подолгу работать на открытом воздухе (пленэре), вне стен мастерской, имея под рукой все самое необходимое. Это открытие во многом повлияло на развитие живописи во второй половине XIX в.

Все виды красок делаются на основе связующего вещества, которое обеспечивает их соединение с основой. Вначале древние художники научились связывать пигменты с помощью водорастворимого животного клея. Другими связующими служили древесная смола или камедь, а также яичный белок, желток, пчелиный воск. С XV по XX в. основным связующим веществом являлось растительное масло, именно поэтому данный вид живописи и получил свое название – масляная. В зависимости от того или иного связующего вещества живопись можно разделить на несколько видов.

Клеевая живопись – живописная техника, использующая растительный или животный клей в качестве основного связующего вещества для красок.

Это одна из древнейших техник живописи, в ней выполнены росписи египетских саркофагов и погребальных покрывал, множество произведений Древнего Востока, средневековых Средней Азии, Индии, Китая, Японии. Для настенных росписей XVII в. в России было характерно сочетание клеевой техники с темперой и фреской. В XVIII—XIX вв. клеевая роспись получила некоторое распространение для оформления внутренних помещений общественных и культовых зданий Западной Европы и Америки. Клеевые краски непрозрачны, поэтому они дают матовое покрытие. При избытке клея на поверхности появляется блеск, а краски приобретают высокую интенсивность. Но бывает так, что при недостатке или избытке клея изображение может утратить прочность.

Андреа Мантенья Мария со спящим Иисусом Холст, клеевая краска. 1455
Андреа Мантенья Мария со спящим Иисусом Холст, клеевая краска. 1455

Такая техника предусматривает предварительную подготовку поверхности посредством наложения на неё клеевой основы и шлифовки до полной гладкости. Рисунок клеевыми красками наносится как правило до полного высыхания грунтовки, выполнение работы требует определенной быстроты, так как клеевые краски быстро высыхают и становятся непригодными для повторного использования.

Живопись восковыми красками

Портрет женщины I–III в. до н. э.
Портрет женщины I–III в. до н. э.

Энкаустика – техника живописи восковыми красками – также является одной из первых, что начали применять мастера Древнего мира для росписей стен и деревянных досок. Данная техника предполагала растапливание на огне заранее приготовленных кусков воска, смешанных с краской, для чего использовалась специальная металлическая палитра. Краски наносились при этом не только кистью, но и разогретой металлической палочкой (каутерием).

Фреска

Доменико Гирландайо Рождество Богородицы Фреска.1485–1490
Доменико Гирландайо Рождество Богородицы Фреска.1485–1490

Фреской называют вид монументальной живописи, предполагающий нанесение на стену, покрытую сырым известковым грунтом, пигментов, смешанных с водой. Жидкая водяная краска впитывается в штукатурку, и после ее высыхания пигмент прочно соединяется со стеной. Живопись водяными красками по сухой штукатурке называется а секко. Секко дает преимущество во времени, позволяя художнику расписывать за один день большую площадь поверхности, чем при фресковой живописи, но при этом она является не столь долговечной техникой. Техника а секко сложилась в средневековой живописи наряду с фреской и была особенно распространена в Европе в XVII—XVIII вв.

Масляная живопись

Растительное масло, вначале ореховое, затем маковое и льняное, использовалось в качестве связующего еще до эпохи Возрождения, но было более распространено в Северной Европе, нежели в Италии. Именно мастерство северных художников, таких как Ян ван Эйк, убедило венецианцев, а затем всю Италию и Европу, что масло наилучшим образом подходит для станковой живописи. Преимуществами данной техники является ее универсальность и долговечность. Краску можно разводить растворителями и накладывать тонким слоем, а можно наносить более густыми (пастозными) мазками. Кроме того, художник имеет возможность исправлять непросохшую живопись в течение довольно длительного времени, счищая слои и нанося новые или накладывая один слой на другой.

Темпера

 Антонио Пизанелло. Портрет принцессы (портрет Джиневры д’Эсте). Темпера, дерево Ок. 1435–1440
Антонио Пизанелло. Портрет принцессы (портрет Джиневры д’Эсте). Темпера, дерево Ок. 1435–1440

Темпера (итал. tempera, от латинского temperare – смешивать краски) – водоразбавляемые краски, изготавливаемые на основе сухих порошковых пигментов. Связующим веществом темперных красок служат эмульсии – натуральные (разбавленный водой желток куриного яйца или цельное яйцо) или искусственные. До изобретения и распространения масляных красок вплоть до XV— XVII вв. они были основным материалом станковой живописи. Начиная с традиций византийского искусства, эта техника широко применялась и продолжает применяться в иконописи, в связи с чем в России она оставалась преобладающей вплоть до конца XVII в. Темперная живопись многообразна по приёмам и фактуре, она включает в себя как письмо тонким слоем, лессировками, так и густое пастозное письмо. Цветовые градации и переходы достигаются путем нанесения краски в несколько слоев.

Акварель и гуашь

 Уильям Тернер Венеция Вид восточнее острова Джудекка. Восход солнца Акварель, бумага. 1819
Уильям Тернер Венеция Вид восточнее острова Джудекка. Восход солнца Акварель, бумага. 1819

И акварель, и гуашь делаются на основе гуммиарабика, разница состоит в том, что акварель прозрачна, а гуашь, благодаря добавлению мела приобретает матовость. В акварели светлую поверхность бумаги используют для создания световых эффектов. Свет проходит через прозрачные слои краски и отражается от основы, например, от белой бумаги. Непрозрачность гуаши и ее способность сохранять равномерный тон на больших участках работы подходит для создания ярких композиций большого формата. Акварельная живопись вошла в употребление позже других техник; еще в начале XIX в. в «Полном трактате о живописи», написанном художником Пайо де Монтабером, она упоминается лишь вскользь, как искусство, не заслуживающее серьезного внимания. Однако, несмотря на позднее возникновение, акварель в короткое время получила довольно широкое распространение.

Живопись водяными красками, но густыми и непрозрачными (живопись гуашью), существовала гораздо ранее прозрачной акварели. Так, например, некоторые работы Рафаэля или Шарля Лебрена представляют собой не чисто акварельные произведения, а раскраску эскизов частью прозрачными, а частью непрозрачными клеевыми красками по контурам, которые этими красками не закрывались. Такие картины служили образцами при написании фресок. К подобного рода «раскрашиванию» (как к эскизам для жанровых картин) обращались также голландские и фламандские живописцы. Например, Рубенс, хотя и делал эскизы гуашью, предпочитал более прозрачные краски. Все же подобные произведения старых мастеров можно было назвать лишь раскрашенными рисунками. Но когда художники стали заглушать красками резкие черты контуров, сделанных пером или карандашом, а для растушевки теней начали употреблять кисть, акварель превратилась в абсолютно самостоятельный вид живописи.

Акриловые краски

Акриловые краски были разработаны в 1940-х гг., их используют многие современные художники. Это стойкие и быстро сохнущие краски. Преимущества акрила в том, что в процессе работы краску можно разбавлять водой. После высыхания на поверхности образуется стойкое покрытие, не тускнеющее со временем и не смывающееся водой. Акриловые краски можно накладывать как прозрачными слоями, так и более плотными. Цвета акриловых красок всегда остаются яркими и сочными.

Стоит отметить, что произведения живописи нередко создавались и в смешанной технике, как в случае с работами художника-прерафаэлита Эдварда Берн-Джонса из серии «Дни творения». Смешанная техника была особенно характерна для мастеров XX в., которые начали включать в красочный слой картины вырезки из газет, куски ткани, части реальных предметов, а в краску могли добавлять песок, как это, к примеру, делал Пабло Пикассо. В качестве основы, начиная с прошлого столетия, стали использовать фанеру, оргалит, ДСП и другие современные материалы.




Поделиться ссылкой