«Дерево, которое шумит, и вереск, который растет, для меня великая история, которая не меняется; если я буду говорить их языком, я буду говорить на языке всех времен.»
Теодор Руссо
Предводитель «бородачей из Барбизона» Теодор Руссо прожил не очень долгую жизнь. Тем не менее, он успел не только постичь тайны классического пейзажа, но и шагнуть далеко за его рамки, создав жанр пейзажа-настроения, оказавшего позже, огромное влияние на развитие реалистической школы.
В год, когда наполеоновская Франция вела войну с Россией, в Париже в семье зажиточного портного из Юры родился мальчик, которого назвали Пьером Этьеном Теодором. Хотя отец к живописи никакого отношения не имел, у сына был хороший шанс унаследовать артистичность натуры от материнской родни, среди которой были и художники, и скульпторы. И он этот шанс не упустил.
Одной из первых поездок по стране для будущего основателя барбизонской школы стало небольшое путешествие в гористую провинцию Франш-Конте. Дикая природа, столь радикально отличавшаяся от родного Парижа, просто ошеломила Теодора. Именно там, среди лесов и пологих, но величественных горных склонов, он и принял решение стать художником.
Первые уроки живописи Теодор получил от одного из двоюродных братьев — Филиппа Руссо, учившегося у Антуана
Жана Гро и Жана Виктора Бертена. Их пути разошлись, и довольно быстро. Филипп оставил пейзаж ради анималистики, работал с натюрмортом, но особой известности так и не обрел.
Теодор начал брать уроки у По де Сен-Мартена в Компьене, в пятнадцать лет перешел к Жану Шарлю Ремону, у которого проучился два года. Кроме того, юноша посещал школу изящных искусств, в Париже, где его наставником стал Гийом Гийон-Летьер. Прилежный ученик, Руссо старался усвоить все, чему его могли научить. Но все яснее понимал, как чужд ему классический пейзаж. В 1828 году Руссо начал работать самостоятельно, все чаще выезжая на пленэр в Фонтенбло и Компьень.
Природа родной Франции вдохновляла Руссо. Он пускался в долгие путешествия по стране. Нетребовательный к пище и удобству ночлега, довольствуясь самым малым, художник проходил пешком десятки километров, изучая и наблюдая небо, землю, леса, поля и реки. Поначалу он еще интересовался людьми, писал их, известная ранняя картина — «Рынок в Нормандии» (начало 1830-х годов). Но даже здесь уже проглядывала четкая направленность: если город, то не столичный, шумный, а тихий провинциальный. Как и все его последователи, Руссо был искренним певцом обыденности. Позже всем его вниманием завладела природа, и только природа, человек стал почти случайным гостем на его полотнах. Природа стала практически единственной музой Теодора, о ней он говорил: «Сила, и прежде всего сила». В природе он искал мощь, стихию.
Одна из картин, которые можно назвать манифестом творчества Руссо, — «Вид в окрестностях Гранвилля» (1833). Отказавшись от кулис, обрамлявших классические пейзажи, живописец словно открыл картину для зрителя, дав ей глубину и перспективу, словно приглашая не смотреть со стороны, а погрузиться, зайти в картину, чтобы дотронуться рукой до земли и деревьев.
Руссо пробовал выставляться в Парижском салоне. Но если первая попытка была успешной — его пейзаж, изображавший природу Оверни, получил признание, — то затем его картины одна за другой были отвергнуты. Так, например, «Спуск коров с высокогорных пастбищ Юры» (1835) назвали примитивным по сюжету и недостойным выставки. И Теодор погрузился в творчество, уже не ища общественного признания. В 1848 году он окончательно переехал в Барбизон, где купил дом, двери которого всегда были открыты для его товарищей по искусству.
Чего же искал в окружающем мире основоположник, вдохновитель и лидер барбизонской школы? Что хотел он отразить в своих картинах?
Руссо видел свою задачу в разрушении отжившего, по его мнению, классического канона и создании пейзажа, свободного от рамок академизма. Мощь и красота природы — вот объекты его картин. Один из критиков говорил, что Руссо «разделяет все страсти природы... трепещет с бурей, сияет вместе с солнцем». Он писал суровые отроги гор и ледники, но любимым мотивом для него стали «портреты» дубов. Каждую картину художник создавал во множестве вариантов, стремясь идеально передать игру света и воздуха. Сначала Руссо делал зарисовку углем на холсте, затем прописывал картину одним цветом, работая над точной передачей света и тени, и лишь потом вводил различные краски, причем в процессе работы мог не раз изменить колорит полотна.
Увы, именно эта манера работы и стала причиной сильного потемнения картин. И если мы сейчас можем оценить его композицию, светотень или выбор мотива, то полноценно судить о колористике работ Руссо вряд ли возможно. Но это нисколько не уменьшает творческих заслуг первого из барбизонцев, ставшего одним из примеров для Клода Моне, первого из импрессионистов.