Уильям Тёрнер: приключения света

Находки Уильяма Тёрнера в области передачи света не через контраст, как это делалось прежде, а путем сочетания горячих и холодных оттенков светлой части палитры поражали воображение, но не находили понимания у современников. Тёрнер намного опередил свое время. Некоторые его картины производят впечатление абстрактной живописи. Только свет, только движение воздушных масс, только сияние.

Уильям Тёрнер. Автопортрет, 1799
Уильям Тёрнер. Автопортрет, 1799

Движение к свету

Сам Уильям Тёрнер, оказавший серьезное влияние на французских импрессионистов и художников близкого им круга, считается мастером романтического пейзажа. Однако ограничивать его творчество рамками этого определения было бы неверно. Его акварельные этюды и зарисовки, большие живописные полотна, работы позднего периода в большей или меньшей степени посвящены проблеме изображения света. Создавая акварельные зарисовки живописных руин и выдающихся строений, Тёрнер заметил, как свет воздействует на архитектурные формы: здание начинает «жить», «двигаться», раскрывая замысел зодчего в игре теней в нишах оконных проемов, колоннадах и сводах.

Восход солнца с морскими монстрами. Уильям Тёрнер. 1845 г.
Восход солнца с морскими монстрами. Уильям Тёрнер. 1845 г.
Выдающийся акварелист, создававший в этой технике, тяготеющей к размерам миниатюры, полномасштабные живописные полотна, Тёрнер никак не мог обойти вниманием проблемы изображения освещения. Лучи придают запечатленным руинам легкость и динамичность.

Экзотическое свечение

Тёрнер много путешествовал с походной палитрой. Делая зарисовки в разных странах, он фиксировал эффекты освещения, характерные для той или иной местности. Особый интерес в ряде его картин африканской тематики вызывают сочетания голубых и песочных тонов. Подчеркнутые холодным белым, они проявляют резкую контрастность дополнительных цветов, становясь почти такими же мощными по воздействию, как, к примеру, комбинация алого с зеленым.

Сочетание воды и воздуха, отражение небес в воде и воды в слоях атмосферы также занимали внимание художника.

Маленькие стаффажные фигурки на его полотнах подчеркивают бессилие человека перед огромным окружающим миром, порой обманчиво спокойным, чаще грозным и бушующим, но всегда равнодушным к человеческим надеждам и чаяниям.

Караван, Египет. Франсуа-Пьер Барри. 1863 г.
Караван, Египет. Франсуа-Пьер Барри. 1863 г.

Время признания

Последователи Тёрнера, продолжая открытые им направления, добивались гораздо большего признания — пришло время, когда их смогли оценить. А Тёрнер из осуждаемого в творческих кругах полусумасшедшего чудака постепенно превращался в непонятого современниками гения, чьи работы в полной мере предстоит оценить лишь потомкам.

Вдохновение светом

На художественные поиски Тёрнера не мог не обратить внимания Клод Моне, создавший цикл из тридцати полотен одной темы — фасады Руанского собора — в мучительной, почти героической в своем упорстве попытке уловить всю полноту движения световоздушной среды в деталях архитектуры.




Поделиться ссылкой