Алтарь

Своими корнями символика алтаря уходит в глубокую древность и связана со священными холмами, на которых разводили жертвенное пламя. Позднее так стали называть огромные валуны с плоским верхом, на которых проводились заклания жертвенных животных. Подобного рода алтари устанавливались на высоких холмах, что является следствием веры язычников в то, что чем выше гора, тем она ближе к божеству.

Дж. Вашингтон руководит ритуалом в масонской ложе. С картины начала XIX в.
Дж. Вашингтон руководит ритуалом в масонской ложе. С картины начала XIX в. Масоны используют небольшой алтарь, окруженный тремя Великими Светочами. Также алтарем иногда называют место, на котором во время церемоний сидит мастер ложи

Также алтарем называлось приспособление, устанавливаемое на жертвенник, которое служило для сжигания посвященной богу жертвы. Через некоторое время это название перешло и на сам жертвенник. Каменные алтари олицетворяют собой нерушимость и вечность божества. Довольно часто их дополняет образ дерева, символизирующий изменение и обновление.

В индуизме ведический Алтарь Огня является эмблемой мирового центра, «образа мира» и его созидания, а также «самого конца земли». Глина, из которой он создан, означает землю, вода для замеса — изначальные воды, а боковые стены — атмосферу либо окружающий океан.

Алтарь покоится на трех круглых каменных основаниях, символизирующих три наложенных друг на друга мира и являющихся олицетворением богов Агни, Вайю и Адити как светочей мира. Нижний камень — это ведический огонь Агни, средний означает промежуточный мир, а верхний — глаз, направленный к небесам. Таким образом, в алтаре заключена идея прохода ведического огня через сплошное пространство, олицетворяющая дорогу к высшему миру, от смерти к бессмертию. Алтарь огня представляет собой материализованный год, так как 360 камней в нем — это дни года.

Первые алтари в Древней Греции делались из дерна, однако позднее, когда начали воздвигать храмы, их начали изготавливать из камня или металлов. В Древнем Риме алтари воздвигали не только в честь отдельных богов, но и героев, а впоследствии даже императоров.

Старший аркан «Маг» из колоды Таро герцога Висконти, XV в.
Старший аркан «Маг» из колоды Таро герцога Висконти, XV в. Перед магом изображен алтарь, который восходит к дельфийскому треножнику
Алтарь и царские врата в Кресто-Воздвиженском храме Киево-Печерской лавры
Алтарь и царские врата в Кресто-Воздвиженском храме Киево-Печерской лавры

У древних иудеев до времен Вавилонского плена существовал обычай воздвигать алтари на возвышениях, хотя Моисеев закон дозволяет совершать жертвоприношения лишь в храме. Евреи использовали целый ряд алтарей, различавшихся по форме и архитектуре, в зависимости от своего предназначения. Так, существовали алтари для сжигания жертвенных животных, для возложения фимиама и хлеба, а также для бескровных жертв.

В христианской традиции до II в. алтарь представлял собой поставленный в церкви стол, на котором совершались церковные службы.

Алтарь Мира императора Августа на Марсовом поле в Риме. Реконструкция начала ХХ в.
Алтарь Мира императора Августа на Марсовом поле в Риме. Реконструкция начала ХХ в.
Спор Ореста и Пилада у алтаря. Картина голландского художника П. Ластмана, XVII в.
Спор Ореста и Пилада у алтаря. Картина голландского художника П. Ластмана, XVII в.

В качестве специально построенного сооружения он появляется, предположительно, лишь во времена Константина Великого. Предписание же обращать алтарь всегда к востоку, в сторону рая, приписывается папе Сиксту II, а обычай украшать его крестом вошел в употребление лишь в VI в. Папа Григорий VI ввел в римской церкви обычай ставить по несколько алтарей. Самым главным из них являлся высокий алтарь, который сохранил свое место на возвышении и часто украшался балдахином (киворием), а также снабжался ступенями. Остальные ставились у колонн, на восточной стороне приделов, у боковых стен, в капеллах и криптах.

Чаще всего готический алтарь был крылообразным, с рисованными украшениями снаружи и пластическими внутри, хотя довольно часто встречаются алтари, расписанные изнутри. Алтарный стол покрывается скатертью различных цветов, в зависимости от церковного праздника. На нем устанавливаются цветы, свечи и крест. Существовал также и переносной алтарь, размещаемый на деревянном постаменте, который служил для исполнения церковных треб в дороге либо походе.

Во времена Реформации число алтарей, размещаемых в церкви, было сокращено до одного, а в Швейцарии их и вовсе убрали. В лютеранских соборах до сих пор имеется лишь один алтарь, а в кальвинистских его заменяет стол с установленным на нем крестом. Согласно православной традиции, алтарем называется часть храма, предназначенная для священнослужителей и отделенная от средней части сооружения высоким иконостасом. Простые верующие не могут туда заходить; исключение делается лишь для помогающих в церкви людей, например пономарей и алтарников.

Православный алтарь называется престолом и имеет форму прямоугольника, на который кладут антиминс, крест и Евангелие. Под престолом либо в антиминсе размещаются части святых мощей, что служит воспоминанием о древнехристианском обычае совершать литургию на гробницах мучеников или в катакомбах. Престол также покрывают священными одеждами, там обычно располагается жертвенник или особый стол для совершения проскомидии. В храме может располагаться несколько алтарей и престолов. Служить литургию на одном престоле дозволяется лишь раз в день.

Храм Ники на Афинском акрополе. Реконструкция XIX в.
Храм Ники на Афинском акрополе. Перед входом в храм виден алтарь. Реконструкция XIX в.

Созвездие Алтаря

Это — одно из самых древних созвездий, которое шумеры называли Жертвенным Огнем. Символика этого созвездия изначально была связана с жертвенным огнем, поэтому греки иногда называли его Курильницей или Жертвенником Центавра. Согласно античной мифологии, это созвездие являлось именно тем алтарем, на котором Зевс, Посейдон и Гадес совершили совместную жертву, прежде чем начать войну с Кроносом. В христианской традиции это созвездие связывали с алтарем, на котором Ной принес первую жертву после окончания Всемирного потопа, либо с жертвенником, на который Авраам положил своего сына

Созвездие Алтаря. Иллюстрация из астрономического атласа «Уранография» Я. Гевелия
Созвездие Алтаря. Иллюстрация из астрономического атласа «Уранография» Я. Гевелия
Гентский алтарь в соборе Св. Бавона
Гентский алтарь в соборе Св. Бавона

Китайский алтарь Неба

Храм Неба является самым большим из четырех главных храмов Пекина, к которым также относятся храм Солнца, храм Луны и храм Земли. Китайцы верили, что их император является сыном Неба. Каждый год в день зимнего солнцестояния император в специальном одеянии направлялся в храм Неба и совершал на алтарь приношение, которое должно было обеспечить хороший урожай. Церемония должна была проводиться с особой тщательностью, поскольку любая даже самая малая оплошность считалась дурным предзнаменованием.

Храм Неба в Пекине
Храм Неба в Пекине
Схема храма Неба в Пекине
Схема храма Неба в Пекине

Пергамский алтарь

Во II в. до н.э. в городе Пергаме (совр. Бергамо в Турции) был возведен величественный алтарь, который считается наиболее монументальным из подобных сооружений античности. На платформе, окруженной колоннадой с фризами, изображающими сцены борьбы богов с титанами, стоял огромный жертвенник. Алтарь был возведен в честь победы правителя Пергама над варварами и символизировал могущество монарха. В XIX в. алтарь был выкуплен у султана германским правительством и перевезен в Берлин, где он и экспонируется в настоящее время в Пергамон-музее.

Пергамский алтарь. По реконструкции XIX в.
Пергамский алтарь. По реконструкции XIX в.
Схема Пергамского алтаря
Схема Пергамского алтаря



Поделиться ссылкой