Своими корнями символика алтаря уходит в глубокую древность и связана со священными холмами, на которых разводили жертвенное пламя. Позднее так стали называть огромные валуны с плоским верхом, на которых проводились заклания жертвенных животных. Подобного рода алтари устанавливались на высоких холмах, что является следствием веры язычников в то, что чем выше гора, тем она ближе к божеству.
Также алтарем называлось приспособление, устанавливаемое на жертвенник, которое служило для сжигания посвященной богу жертвы. Через некоторое время это название перешло и на сам жертвенник. Каменные алтари олицетворяют собой нерушимость и вечность божества. Довольно часто их дополняет образ дерева, символизирующий изменение и обновление.
В индуизме ведический Алтарь Огня является эмблемой мирового центра, «образа мира» и его созидания, а также «самого конца земли». Глина, из которой он создан, означает землю, вода для замеса — изначальные воды, а боковые стены — атмосферу либо окружающий океан.
Алтарь покоится на трех круглых каменных основаниях, символизирующих три наложенных друг на друга мира и являющихся олицетворением богов Агни, Вайю и Адити как светочей мира. Нижний камень — это ведический огонь Агни, средний означает промежуточный мир, а верхний — глаз, направленный к небесам. Таким образом, в алтаре заключена идея прохода ведического огня через сплошное пространство, олицетворяющая дорогу к высшему миру, от смерти к бессмертию. Алтарь огня представляет собой материализованный год, так как 360 камней в нем — это дни года.
Первые алтари в Древней Греции делались из дерна, однако позднее, когда начали воздвигать храмы, их начали изготавливать из камня или металлов. В Древнем Риме алтари воздвигали не только в честь отдельных богов, но и героев, а впоследствии даже императоров.
У древних иудеев до времен Вавилонского плена существовал обычай воздвигать алтари на возвышениях, хотя Моисеев закон дозволяет совершать жертвоприношения лишь в храме. Евреи использовали целый ряд алтарей, различавшихся по форме и архитектуре, в зависимости от своего предназначения. Так, существовали алтари для сжигания жертвенных животных, для возложения фимиама и хлеба, а также для бескровных жертв.
В христианской традиции до II в. алтарь представлял собой поставленный в церкви стол, на котором совершались церковные службы.
В качестве специально построенного сооружения он появляется, предположительно, лишь во времена Константина Великого. Предписание же обращать алтарь всегда к востоку, в сторону рая, приписывается папе Сиксту II, а обычай украшать его крестом вошел в употребление лишь в VI в. Папа Григорий VI ввел в римской церкви обычай ставить по несколько алтарей. Самым главным из них являлся высокий алтарь, который сохранил свое место на возвышении и часто украшался балдахином (киворием), а также снабжался ступенями. Остальные ставились у колонн, на восточной стороне приделов, у боковых стен, в капеллах и криптах.
Чаще всего готический алтарь был крылообразным, с рисованными украшениями снаружи и пластическими внутри, хотя довольно часто встречаются алтари, расписанные изнутри. Алтарный стол покрывается скатертью различных цветов, в зависимости от церковного праздника. На нем устанавливаются цветы, свечи и крест. Существовал также и переносной алтарь, размещаемый на деревянном постаменте, который служил для исполнения церковных треб в дороге либо походе.
Во времена Реформации число алтарей, размещаемых в церкви, было сокращено до одного, а в Швейцарии их и вовсе убрали. В лютеранских соборах до сих пор имеется лишь один алтарь, а в кальвинистских его заменяет стол с установленным на нем крестом. Согласно православной традиции, алтарем называется часть храма, предназначенная для священнослужителей и отделенная от средней части сооружения высоким иконостасом. Простые верующие не могут туда заходить; исключение делается лишь для помогающих в церкви людей, например пономарей и алтарников.
Православный алтарь называется престолом и имеет форму прямоугольника, на который кладут антиминс, крест и Евангелие. Под престолом либо в антиминсе размещаются части святых мощей, что служит воспоминанием о древнехристианском обычае совершать литургию на гробницах мучеников или в катакомбах. Престол также покрывают священными одеждами, там обычно располагается жертвенник или особый стол для совершения проскомидии. В храме может располагаться несколько алтарей и престолов. Служить литургию на одном престоле дозволяется лишь раз в день.
Это — одно из самых древних созвездий, которое шумеры называли Жертвенным Огнем. Символика этого созвездия изначально была связана с жертвенным огнем, поэтому греки иногда называли его Курильницей или Жертвенником Центавра. Согласно античной мифологии, это созвездие являлось именно тем алтарем, на котором Зевс, Посейдон и Гадес совершили совместную жертву, прежде чем начать войну с Кроносом. В христианской традиции это созвездие связывали с алтарем, на котором Ной принес первую жертву после окончания Всемирного потопа, либо с жертвенником, на который Авраам положил своего сына
Храм Неба является самым большим из четырех главных храмов Пекина, к которым также относятся храм Солнца, храм Луны и храм Земли. Китайцы верили, что их император является сыном Неба. Каждый год в день зимнего солнцестояния император в специальном одеянии направлялся в храм Неба и совершал на алтарь приношение, которое должно было обеспечить хороший урожай. Церемония должна была проводиться с особой тщательностью, поскольку любая даже самая малая оплошность считалась дурным предзнаменованием.
Во II в. до н.э. в городе Пергаме (совр. Бергамо в Турции) был возведен величественный алтарь, который считается наиболее монументальным из подобных сооружений античности. На платформе, окруженной колоннадой с фризами, изображающими сцены борьбы богов с титанами, стоял огромный жертвенник. Алтарь был возведен в честь победы правителя Пергама над варварами и символизировал могущество монарха. В XIX в. алтарь был выкуплен у султана германским правительством и перевезен в Берлин, где он и экспонируется в настоящее время в Пергамон-музее.