Цитата: «Я была тогда с моим народом, / Там, где мой народ, к несчастью, был».
В 1935 г. студент МГУ Лев Гумилёв (сын Анны Ахматовой и Николая Гумилёва) арестован за мнимое участие в антисоветской террористической группе. Ахматова довольно быстро добивается освобождения сына, обратившись непосредственно к Сталину.
В 1938 г. Льва Гумилёва снова арестовывают и приговаривают к 10 годам лагерного режима (впоследствии срок сократили до пяти лет).
В 1949 г. Льва Гумилёва снова арестовывают и приговаривают к расстрелу, но впоследствии заменяют наказание на ссылку.
Забегая вперёд, отметим, что в 1956-м и 1975-м гг. Гумилёва полностью реабилитировали по всем обвинениям.
Что пережила его мать? Нам не представить. Но результатом этих страшных лет стал «Реквием» Анны Ахматовой.
Проблематика:
Смысл названия: реквием — это заупокойная месса. «Реквием» Ахматовой посвящается всем погибшим в годы сталинских репрессий. Это в своём роде памятник — как погибшим, так и тем, кто за них страдал.
Литературное направление: модернизм (акмеизм).
Литературный жанр: поэма.
Жанровые особенности: «Реквием» писался очень долго и фактически представляет собой цикл из десяти стихотворений, объединённых прологом и эпилогом. При этом вполне можно говорить о едином сюжете «Реквиема», который последовательно и логично раскрывается от стихотворения к стихотворению.
Время и место действия: 1930-е годы, Ленинград, тюремные очереди.
В тюремной очереди Ахматову кто-то узнал. И одна из женщин, стоявшая в бесконечной очереди, чтобы передать родному или близкому вещи первой необходимости, попросила Анну Андреевну описать этот ужас.
Ахматова посвящает «Реквием» подругам по несчастью — таким же женщинам, которые стояли в очереди, слушали топот солдатских сапог, плакали, когда узнали приговор и почти умерли в этой очереди.
Ахматова описывает этот страшный мир без улыбок, который практически полностью состоит из тюрем. Всё в этом мире символизирует смерть, разлуку, страдание.
1. Сына Ахматовой увели на рассвете. С тех пор вся её жизнь — это время слёз.
2. Лирическая героиня одна и больна. Муж умер. Сына арестовали. Надежды нет.
3. Это страдание невероятно сильно, и лирическая героиня уверяет: страдает не она, она не смогла бы так.
4. Лирическая героиня вспоминает свою юность, друзей, развлечения. И думает, что если бы ей тогдашней показали её нынешнюю — стоящую трёхсотой в тюремной очереди, плачущую и прожигающую слезами льдинки — то она не поверила бы.
5. Семнадцать месяцев мать плачет и кричит, зовёт домой сына. Она уже ничего не понимает, не различает лиц — только чувствует грядущий ужас.
6. Лирическая героиня ведёт мысленный диалог с сыном, словно с распинаемым Христом. Недавно были белые ночи, и вот они опять наступили — время страшно и стремительно летит.
7. И вот приговор камнем падает на мать. Её дело теперь — превратить душу в камень и убить память. Только это позволит остаться живой физически.
8. Лирическая героиня беседует со смертью. Она её приглашает, призывает, подсказывает возможные варианты: это может быть случайный снаряд или подкравшийся бандит. Это может быть прежняя «сказочка»: как арестовали и казнили её мужа («верх шапки голубой» — имеется в виду офицерская фуражка Гумилёва), так и саму поэтессу можно арестовать и казнить. А ей всё равно, ей безразлично. Даже любовь вытесняется ужасом этих дней.
9. Поэтесса чувствует приближение безумия. Она понимает, что ничего не удастся сберечь: ни страшные воспоминания, ни память о счастливых минутах.
10. Лирическая героиня говорит о распятии Христа: Иисус спрашивает отца, почему он оставил его, а просит мать не плакать о нём.
11. Продолжается тема Христа. Слёзы Магдалины, оцепенение любимого ученика Христа. И его мать Мария, на которую никто не смеет глянуть.
Лирическая героиня говорит, что многое узнала: как на лицах прочерчивается страдание, как волосы вдруг становятся седыми, как навсегда пропадает улыбка и приходит страх. И она молится обо всех, кто стоял с ней тогда в тюремной очереди.
Она помнит всех — и ту женщину, которая еле могла идти, и ту, что вовсе не ходит, и ту, которая сказала, что ходит к тюрьме как домой, и всех остальных. Она их никогда не забудет и просит помянуть её тоже.
А если страна захочет поставить Ахматовой памятник, то она не против — но этот памятник должен стоять не возле моря, где прошло её детство, не в Царском Селе, где она жила в юные годы, а здесь — у стены тюрьмы, где триста часов она простояла — и не дождалась открытия двери. Потому что Ахматова боится хоть на секунду забыть подробности этого ужаса, который был её жизнью.
Что такое реквием?
Ответ. Заупокойная месса.
Где Ахматова просит поставить ей памятник?
Ответ. Возле стен тюрьмы.