«Реквием» (А. Ахматова)

Цитата: «Я была тогда с моим народом, / Там, где мой народ, к несчастью, был».

История создания

В 1935 г. студент МГУ Лев Гумилёв (сын Анны Ахматовой и Николая Гумилёва) арестован за мнимое участие в антисоветской террористической группе. Ахматова довольно быстро добивается освобождения сына, обратившись непосредственно к Сталину.

В 1938 г. Льва Гумилёва снова арестовывают и приговаривают к 10 годам лагерного режима (впоследствии срок сократили до пяти лет).

В 1949 г. Льва Гумилёва снова арестовывают и приговаривают к расстрелу, но впоследствии заменяют наказание на ссылку.

Забегая вперёд, отметим, что в 1956-м и 1975-м гг. Гумилёва полностью реабилитировали по всем обвинениям.

Что пережила его мать? Нам не представить. Но результатом этих страшных лет стал «Реквием» Анны Ахматовой.

Проблематика:

  • страшные порядки сталинской эпохи;
  • вечное повторение (плач по сыну сопоставляется с плачем стрелецких жён и с муками Богородицы);
  • проблема памяти (реализуется в образе памятника, который Ахматова видит не возвышенным, как у Пушкина или Державина, а оскорблённым и обречённым на непрерывную пытку).

Смысл названия: реквием — это заупокойная месса. «Реквием» Ахматовой посвящается всем погибшим в годы сталинских репрессий. Это в своём роде памятник — как погибшим, так и тем, кто за них страдал.

Литературное направление: модернизм (акмеизм). 

Литературный жанр: поэма.

Жанровые особенности: «Реквием» писался очень долго и фактически представляет собой цикл из десяти стихотворений, объединённых прологом и эпилогом. При этом вполне можно говорить о едином сюжете «Реквиема», который последовательно и логично раскрывается от стихотворения к стихотворению.

Время и место действия: 1930-е годы, Ленинград, тюремные очереди.

Краткое содержание

Вместо предисловия

В тюремной очереди Ахматову кто-то узнал. И одна из женщин, стоявшая в бесконечной очереди, чтобы передать родному или близкому вещи первой необходимости, попросила Анну Андреевну описать этот ужас.

Посвящение

Ахматова посвящает «Реквием» подругам по несчастью — таким же женщинам, которые стояли в очереди, слушали топот солдатских сапог, плакали, когда узнали приговор и почти умерли в этой очереди.

Вступление

Ахматова описывает этот страшный мир без улыбок, который практически полностью состоит из тюрем. Всё в этом мире символизирует смерть, разлуку, страдание.

1. Сына Ахматовой увели на рассвете. С тех пор вся её жизнь — это время слёз.

2. Лирическая героиня одна и больна. Муж умер. Сына арестовали. Надежды нет.

3. Это страдание невероятно сильно, и лирическая героиня уверяет: страдает не она, она не смогла бы так.

4. Лирическая героиня вспоминает свою юность, друзей, развлечения. И думает, что если бы ей тогдашней показали её нынешнюю — стоящую трёхсотой в тюремной очереди, плачущую и прожигающую слезами льдинки — то она не поверила бы.

5. Семнадцать месяцев мать плачет и кричит, зовёт домой сына. Она уже ничего не понимает, не различает лиц — только чувствует грядущий ужас.

6. Лирическая героиня ведёт мысленный диалог с сыном, словно с распинаемым Христом. Недавно были белые ночи, и вот они опять наступили — время страшно и стремительно летит.

7. И вот приговор камнем падает на мать. Её дело теперь — превратить душу в камень и убить память. Только это позволит остаться живой физически.

8. Лирическая героиня беседует со смертью. Она её приглашает, призывает, подсказывает возможные варианты: это может быть случайный снаряд или подкравшийся бандит. Это может быть прежняя «сказочка»: как арестовали и казнили её мужа («верх шапки голубой» — имеется в виду офицерская фуражка Гумилёва), так и саму поэтессу можно арестовать и казнить. А ей всё равно, ей безразлично. Даже любовь вытесняется ужасом этих дней.

9. Поэтесса чувствует приближение безумия. Она понимает, что ничего не удастся сберечь: ни страшные воспоминания, ни память о счастливых минутах.

10. Лирическая героиня говорит о распятии Христа: Иисус спрашивает отца, почему он оставил его, а просит мать не плакать о нём.

11. Продолжается тема Христа. Слёзы Магдалины, оцепенение любимого ученика Христа. И его мать Мария, на которую никто не смеет глянуть.

Эпилог

Лирическая героиня говорит, что многое узнала: как на лицах прочерчивается страдание, как волосы вдруг становятся седыми, как навсегда пропадает улыбка и приходит страх. И она молится обо всех, кто стоял с ней тогда в тюремной очереди.

Она помнит всех — и ту женщину, которая еле могла идти, и ту, что вовсе не ходит, и ту, которая сказала, что ходит к тюрьме как домой, и всех остальных. Она их никогда не забудет и просит помянуть её тоже.

А если страна захочет поставить Ахматовой памятник, то она не против — но этот памятник должен стоять не возле моря, где прошло её детство, не в Царском Селе, где она жила в юные годы, а здесь — у стены тюрьмы, где триста часов она простояла — и не дождалась открытия двери. Потому что Ахматова боится хоть на секунду забыть подробности этого ужаса, который был её жизнью.

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Что такое реквием?

Ответ. Заупокойная месса.

Где Ахматова просит поставить ей памятник?

Ответ. Возле стен тюрьмы.




Поделиться ссылкой