Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения

Определения

  • Литературное направление — комплекс эстетико-духовных принципов, который реализовывался в творчестве многих писателей в определённый исторический период. У литературного направления есть философская основа (что писатели изображают в рамках данного направления) и эстетические приёмы (как именно освещаются характерные для литературного направления процессы).
  • Классицизм — литературное направление, имевшее значительное воспитательное значение: в его основе лежало представление о долге, равенстве и справедливости, уважение к идее государственности.
  • Сентиментализм — литературное направление, утверждавшее главенство чувства над разумом. Одно из открытий сентиментализма — чувство превыше сословий и в равной степени доступно и знати, и простолюдинам.
  • Романтизм — литературное направление, утверждающее ценность личности и, как правило, изображающее сильные характеры, борьбу личности против природы или против государства.
  • Реализм — литературное направление, правдиво изображающее действительность во всём её многообразии. Для реализма характерна типизация — изображение типичных явлений действительности в индивидуальных характерах.
  • Модернизм — литературное направление, в рамках которого автор изображает не действительность, а восприятие этой действительности героем. Внутри русского модернизма принято выделять символизм, акмеизм и футуризм.
  • Символизм — нереалистическое модернистское направление, стремящееся изобразить нефизические сущности (идеи) с помощью символов.
  • Акмеизм — модернистское направление, противостоящее символизму и утверждавшее важность предметного мира и точность каждого слова, описывающего его.
  • Футуризм — модернистское направление, ориентированное на новаторство в области формы.
  • Постмодернизм — литературное направление, основывающееся на игре с текстом. Реализуется путём цитирования литературных источников и культурных фактов.
В русской культурной жизни идея приоритета чувств утвердилась в 1792 г. — с появлением «Бедной Лизы» Н. М. Карамзина. И до сих пор она продолжает преломляться в литературных и кинематографических произведениях (особенной популярностью пользовались в своё время такие сериалы, как «Не родись красивой», «Бедная Настя» и пр., освещающие карамзинскую тему превосходства чувства над разумом и социальным статусом).

Объяснение и примеры

Понять, как сменялись направления в русской литературе, вам поможет таблица.

Направление

Период

Смысловое наполнение

Представители

Классицизм

ХVII– XVIII вв.

Акцент на разуме (просвещение, государственность)

Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин

Сентиментализм

Конец XVIII — начало XIX в.

Акцент на чувствах (любовь, природа)

Н. М. Карамзин, раннее творчество В. А. Жуковского

Романтизм

Первая половина XIX в.

Страдания и одиночество главного героя

Позднее творчество В. А. Жуковского, К. Н. Батюшков, раннее творчество А. С. Пушкина, раннее творчество М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчев

Реализм

Вторая половина XIX — настоящее время

Правдивое отображение типичных явлений действительности

Позднее творчество А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголь, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов, М. А. Шолохов, В. М. Шукшин, А. И. Солженицын

Модернизм

XX в.

Нереалистическое изображение переживаний и ощущений чело века: его памяти, восприятия событий

А. А. Ахматова, А. А. Блок, В. В. Маяковский

Постмодернизм

Конец XX в. — XXI в.

Игровое  повествование, обращающееся к уже известным читателю литературным и культурным фактам

Т. Н. Толстая, В. О. Пеле вин

 

 

 

 

Основные черты классицизма

  • Строгое определение типа жанра (в высоких жанрах не могли изображаться смешные или бытовые ситуации и герои, а в низких — трагические и возвышенные).
  • Чистота языка (в высоких жанрах — высокая лексика, в низких — просторечная).
  • Герои обязательно делятся на положительных и отрицательных, при этом положительные герои, выбирая между чувством и разумом, отдают предпочтение последнему.
  • Соблюдение правила «трёх единств» (времени, места и действия).
  • В произведении обязательно должны утверждаться положительные ценности и возвышенный идеал.

Пример

«Недоросль» Дениса Ивановича Фонвизина — произведение «низкого» комедийного жанра, а потому речь персонажей простая, разговорная. Нет никакого сомнения, что Простаковы и Скотинин — отрицательные персонажи, а Правдин, Стародум и Софья — положительные. Единство времени и места соблюдается (всё действие комедии происходит в доме Простаковых и занимает 24 часа); а вот единство действия нарушено (в «Недоросле» не только любовный, но и социальный конфликт). Финал развенчивает невежество и оставляет Простаковых посрамлёнными.

Основные черты сентиментализма

  • Уход от прямолинейности классицизма.
  • Субъективность как основа миропонимания.
  • Культ чувства.
  • Культ природы.
  • Культ врождённой душевной чистоты, неиспорченности.
  • Утверждение богатого духовного мира представителей низших сословий.
  • Внимание к душевному миру человека.
  • Превосходство чувства над разумом.

Пример

В «Бедной Лизе» Н. М. Карамзина нет говорящих фамилий и однозначных персонажей (этот хороший, а этот плохой). В произведении представлена история чувства. Простой, но естественной Лизе принадлежат симпатии автора. Несмотря на бедность, она тонко чувствующая натура.

Основные черты реализма

  • Романтическое изображение событий в образах.
  • Стремление к познанию человеком себя и окружающего мира.
  • Типизация художественных образов — создание «правдивых» и характерных для определённого времени персонажей и обстановок.
  • Вера в познаваемость и разумность мира (этим реализм отличается от, к примеру, романтизма, в котором мир противопоставлялся человеку).
  • Отображение жизни во всей её динамике (развитие, появление новых социальных типов и явлений действительности).

Пример

В «Отцах и детях» И. С. Тургенева вполне реалистично описана действительность того времени. И Базаров, и Кирсанов, и прочие персонажи имеют свой взгляд на устройство мира, и в их столкновениях эти взгляды проверяются жизнью.

Основные черты модернизма

  • Пристальное внимание к внутреннему миру личности.
  • Провозглашение «чистого» искусства, не требующего подтверждения «полезностью».
  • Превосходство творческого прозрения над рациональным знанием.
  • Видение литературы как высшего знания.
  • Новые средства в искусстве (яркий пример — применение символов со всей их многозначностью, а также эпатажный язык футуризма).
  • Стремление положить творчество в основу мироустройства, чтобы преобразовать мир по законам красоты.

Наиболее выдающимися направлениями русского модернизма стали символизм, акмеизм и футуризм.

Типы реалистических героев в русской литературе
Типы реалистических героев в русской литературе

Символизм: творчество предполагало создание сложной, не постигаемой рациональным путём структуры образа-символа и ответное творчество читателя, заключающееся в постижении этого символа.

Пример

В поэме А. А. Блока «Двенадцать» символика числа «двенадцать» почти безгранична: двенадцать гражданских персонажей, отряд из двенадцати красноармейцев, двенадцать (полночь) — время, когда заканчивается старый день и начинается новый, двенадцать апостолов из нового Завета (Библия) и т. д.

Акмеизм: образы должны быть предельно ясными, «земными» и точно описанными, доведёнными до максимально доступного совершенства, связанными с природой.

Пример

Поэзия Н. С. Гумилёва, написанная ясным и понятным слогом, культивирующая земную жизнь во всём её многообразии, служит хорошим примером русского акмеизма.

Футуризм: творчество бунтует против всех норм и традиций, устремляется в будущее, эпатирует резкостью или абсурдностью.

Пример

В поэме В. В. Маяковского «Облако в штанах» отрицание заложено уже в названиях её частей «Долой вашу любовь!», «Долой ваше искусство!», «Долой ваш строй!», «Долой вашу религию!». Эпатажная грубая лексика в данной поэме привлекает внимание читателей.

Основные черты постмодернизма

  • Плюрализм (допустимость множества справедливых мнений).
  • Неопределённость (отсутствие правил в искусстве).
  • Интертекстуальность (цитирование уже существующих литературных произведений с вплетением этих цитат в текст нового творения).
  • Игра (творчество служит развлечением и для автора, и для читателя).

Пример

Ярким примером постмодернизма в русской литературе является творчество В. О. Пелевина («Чапаев и Пустота», «Поколение "П"»).

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Какие литературные течения доминировали в русской литературе XIX в.?

Ответ. Сентиментализм, романтизм, реализм.

К какому литературному направлению относится «Недоросль» . И. Фонвизина?

Ответ. Классицизм. Соблюдена чистота языка (для «низкого» жанра комедии — «низкая» разговорная лексика). Герои строго делятся на положительных (Стародум, Софья, Милон) и отрицательных (Скотинин, Простаковы). Единство времени и места соблюдается. Нарушение единства действия является единственной погрешностью в соблюдении правил классицизма.




Поделиться ссылкой