Средства выразительности в литературе: деталь, символ, подтекст

Определения

  • Деталь — это небольшой элемент художественного образа, придающий ему неповторимую выразительность и особое значение.
  • Символ — знак, указывающий на глубину художественного образа, его неравенство себе: символ в литературе всегда предполагает гораздо большее, чем сказано фактически.
  • Подтекст — смысл, который не следует явственно из текста, но о котором можно догадаться. Чтобы выявить и осмыслить подтекст, нужно ориентироваться на намёки автора.
  • Психологизм — изображение внутреннего мира человека в его динамике. Имеются в виду те образы, которые возникают в воображении или памяти. Психологизм может быть явным (непосредственное изображение мыслей и чувств персонажа) или скрытым (выявляется через подтекст).
  • Народность — национальные черты в литературе, помогающие почувствовать народный колорит, осознать народную идею.
  • Историзм — освоение и передача в литературном произведении духа того или иного временного периода, эпохи.
  • Литературная критика — одна из разновидностей литературного творчества. Литературная критика занимает промежуточное положение между собственно литературой и чтением. Литературные критики, прочитывая современное литературное произведение, могут создать дополнительный сопутствующий текст, разъясняющий смысл этого произведения и дающий ему оценку (в частности, в области художественных достоинств и злободневности проблематики).

Объяснение и примеры

Выразительные средства, используемые автором литературного произведения, помогают создать яркие и разносторонние художественные образы.

Деталь. Символ. Подтекст

Создавая художественные образы, вовсе не обязательно оснащать их массой уточнений и подробностей. Иногда наибольшее значение в литературном произведении имеет деталь — скромный элемент, который легко упустить.

Пример

Герой рассказа А. П. Чехова «Дама с собачкой» остро переживает влюблённость и хочет поделиться своими переживаниями с приятелем. Приятель, вовсе не слушая, отвечает: «А осетрина-то была с душком!». Читатель ощущает огромное разочарование Гурова и тоску от разобщённости всего в мире. А создать это ощущение помогает одна маленькая деталь — выражение «осетрина с душком».

А иногда глубочайшее значение может вместиться в одно слово или словосочетание. Такое слово (словосочетание) называют символом.

Многие ошибаются, полагая, что символ и метафора — это одно и то же. Формальное сходство действительно есть: называется одно слово, а означает оно нечто другое. Но метафора проста, а символ глубок и неоднозначен. Выражаясь иносказательно, если метафора — это кролик, который прячется в шляпе, то символ — бесконечное множество спрятанных кроликов (некоторых читатель так и не найдёт).

Пример

Символом в литературе может быть, к примеру, крест. Внешне это просто геометрическая фигура; однако крест подразумевает одновременно христианство, объект поклонения (целовать крест), распятие как мученическую смерть, тяжкую ношу, воскрешение и прощение.

В свете этого, а также вспомнив, что крест по-гречески назывался «ставрос», мы найдём множество скрытых значений в фамилии Ставрогина, главного героя романа Ф. М. Достоевского «Бесы», и убедимся, что эта фамилия выступает в романе символом.

Художественные детали и символы, таящиеся в литературном произведении, формируют подтекст — скрытый смысл литературного текста.

Психологизм. Народность. Историзм

Если явный психологизм предполагает освещение мыслей и чувств героя, то скрытый психологизм становится ясен только при анализе подтекста. Как правило, скрытый психологизм выражен в портрете, интерьере, пейзаже, детали.

Пример

Пейзаж как форма психологизма часто использовался И. А. Буниным. Описание природы в его прозе нередко служит раскрытию настроения или переживания героя.

А народность и историзм в литературе вообще нельзя вычленить и привязать к каким-то отдельным словам, фразам, элементам сюжета и пр. И народность, и историзм — это общее впечатление от эпохи или народа, которое мы выносим из литературного произведения.

Литературная критика

Как вы уже поняли, выявить при прочтении все смыслы литературного произведения очень сложно, а порой и невозможно. Профессионально этим занимаются литературные критики — люди с аналитическим умом и большим багажом прочитанных литературных текстов. Эти качества помогают критикам не только соотнести какое-то конкретное произведение с другими образчиками литературного искусства, но и сделать выводы о значении этих произведений.

Французский философ Ролан Барт в своём эссе «Смерть автора» предположил, что всякое литературное произведение нужно рассматривать не через призму автора, а отдельно от него, поэтому автор имеет не больше прав на трактовку своего текста, чем всякий читатель.

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Что такое психологизм литературного произведения?

Ответ. Изображение внутреннего мира человека — как путём передачи его мыслей и чувств, так и с помощью образов (портрета, пейзажа, интерьера), отражающих эти чувства.

Назовите фамилию известного литературного критика XIX в., получившего прозвище «неистовый Виссарион».

Ответ. Виссарион Григорьевич Белинский.

В пьесе А. П. Чехова «Чайка» Треплев говорит «Тригорин выработал себе приёмы, ему легко... У него на плотине блестит горлышко разбитой бутылки и чернеет тень от мельничного колеса — вот и лунная ночь готова». Как можно назвать художественный приём, который применяет Тригорин?

Ответ. Художественная деталь. Горлышко бутылки блестит, если на него падает лунный свет, мельничное колесо отбрасывает тень также под воздействием лунного света. Двух деталей читателю достаточно, чтобы перед ним предстал пейзаж лунной ночи.




Поделиться ссылкой