Альфред де Виньи (1797—1863)

Потомок древнего аристократического рода, от своих предков Альфред Виктор де Виньи унаследовал культ чести и культ оружия. И хотя власть Наполеона Бонапарта, лишившего дворянство прежних прав, была ему с детства глубоко ненавистна, в шестнадцать лет он уже готовится к экзаменам в Политехническую школу, выпускавшую офицеров. Но в 1814 г. к власти вновь приходят Бурбоны и начинается эпоха Реставрации.

Граф де Виньи уже без всякого конкурса и специальной военной подготовки получает звание младшего лейтенанта, а затем вступает в элитный кавалерийский полк Свободное время он посвящает чтению и занятиям литературой и становится для многих своих современников неким идеальным символом духа эпохи. «Поэт-кавалергард, служитель муз и трона» — этот образ Виньи поначалу действительно в себе культивировал, но позднее всеми силами стремился от него избавиться.

Альфред де Виньи
Альфред де Виньи

В 1825 г., прослужив уже и в гвардии, и в пехоте, Виньи женится, берёт отпуск (а спустя два года и вовсе уходит в отставку) и поселяется в Париже, чтобы полностью посвятить себя литературному труду. В 1826 г. он издаёт сборник стихов «Поэмы на древние и современные сюжеты», который состоит из трёх циклов: «Мистическая книга», «Древняя книга» и «Современная книга». В нём ярко проявляются и манера письма Виньи, и центральные темы его творчества.

Поэзия Виньи, глубоко личная и лиричная по существу, по внешней форме подчёркнуто эпична и философична (сам Виньи утверждал, что если он и опередил в чём-то современников, так это в способности сообщать своей поэзии философскую мысль). Роковое одиночество гения, бессилие человека перед лицом жестокого и слепого божества, страдание невинных — все эти проблемы Виньи облекает в форму мифологической или исторической притчи, главные герои которой — библейские пророки. Отсюда и другая особенность творчества поэта — оно чуждо злободневности; Виньи выясняет отношения не со своим веком, но с историей вообще, с Богом, с судьбой. Такова поэма «Моисей» (1826 г.) — о роковом одиночестве божьего избранника, которому не суждено даже увидеть Землю обетованную. Таковы поэмы «Потоп» (1826 г.), «Элоа» (1824 г.), в которых автор задаётся вопросом о справедливости Бога (в своём дневнике Виньи как-то записал, что, возможно, день Страшного суда будет судом не Бога над людьми, а людей над Богом). Такова и поэма Виньи «Париж» (1831 г.): в ней путешествие по современному Парижу оказывается на самом деле путешествием в глубины подсознания и в прошлое.

Фронда — движение против абсолютизма во Франции в 1648—1653 гг.

Одновременно с «Поэмами на древние и современные сюжеты» Виньи издаёт исторический роман «Сен-Мар» (1826 г.). Его действие происходит в первой половине XVII в., в эпоху царствования Людовика XIII, на фоне борьбы всемогущего кардинала Ришелье с дворянской Фрондой и потомственной аристократией.

Роман Виньи имел успех у публики, однако получил немало резких замечаний от критиков, в частности от Сент-Бёва, за слишком вольное обращение автора с исторической действительностью. В предисловии к пятому изданию романа (1833 г.) Виньи попытался оправдаться, утверждая, что искусство должно основываться на «истине наблюдения над человеческой природой, а не на истинности факта». И в самом деле, воссоздавая достаточно произвольно конкретную историческую эпоху для иллюстрации собственных мыслей, он и в историческом романе поступил с историей так же, как он поступал в своих поэмах.

Обложка романа А. де Виньи «Сен-Мар». Издание 1827 г. Париж
Обложка романа А. де Виньи «Сен-Мар». Издание 1827 г. Париж

В начале 30-х гг. Виньи переживает нравственный и интеллектуальный кризис, тогда же распадается его многолетняя дружба с В. Гюго. В новеллах сборника «Стелло, или Голубые бесы» (1832 г.) рассказывается о судьбах поэтов, ставших изгоями общества, которое оставляет их умирать в полном одиночестве. По мысли Виньи, поэт должен отделять свою частную жизнь от политической борьбы: «...свободный и одинокий должен он осуществлять свою миссию поэта: его одиночество священно».

Одно из драматических произведений Виньи — пьеса «Чаттертон» (из книги «Стелло») стала шедевром романтического театра. Автор называл её «драмой мысли»

Последние 25 лет своей жизни Виньи провёл в имении в Мэн-Жиро. Считалось, что в это время он ничего не писал. Когда же после смерти Виньи его душеприказчик собрал поздние стихотворения и поэмы (среди них — «Гефсиманский сад», «Гнев Самсона», «Смерть волка», «Чистый дух») в один сборник и издал его под заглавием «Судьбы» (1864 г.), французской литературе открылись тексты огромной поэтической силы. Их по праву относят к лучшему, что было написано Виньи и что вообще создано французскими поэтами-романтиками.

Титульный лист пьесы А. де Виньи «Чаттертон». Издание 1835 г.
Титульный лист пьесы А. де Виньи «Чаттертон». Издание 1835 г.

Пессимизму, беспомощному отчаянию, а также слепой вере автор противопоставил мощь человеческого духа, сохранение которого уже само по себе есть деяние героическое. И оно возможно во многом благодаря тому, что в мире существует поэзия.

Всё стихло на земле, над безднами
парящей,
И замерла она, как лодка без гребцов,
Которую во тьму несёт поток
журчащий.
И мощный глас из тех заоблачных краёв,
Где новый мир едва ль не каждый миг
родится,
Донёсся до земли, торжествен и суров:
«Я милосерд ко всем. Летите вспять,
царицы.
Пребудет человек пловцом, что пересечь
Пучину времени желает, но страшится.
……………………………………………………………………
Но от меня в нём жизнь, и сила в нём —
моя,
И для него один закон: шагай упорно,
А путь и цель пути — их знаю только я».

«Судьбы» (перевод Ю. Б. Корнеева)




Поделиться ссылкой