Фридрих Гёльдерлин (1770—1843)

Один из величайших поэтов Германии Иоганн Христиан Фридрих Гёльдерлин не был в полной мере оценён при жизни, хотя о его творчестве одобрительно высказывались такие немецкие поэты и писатели, как И. В. Гёте, А В. Шлегель, А. А. фон Арним, К. Брентано. Поэзия Гёльдерлина необычна по своему языку и художественному строю: свойственная ей особая пророческая темнота, затруднённость речи и образов предвосхищает искания многих поэтов рубежа XIX—XX вв.

Гёльдерлин родился на юго-западе Германии (в Швабии), в городке Лауфен, и рос среди необыкновенно живописной природы. Его отец, монастырский эконом, умер, когда Фридриху было два года. Он рано начал писать стихи. В духовной семинарии при Тюбингенском университете Гёльдерлин подружился с будущими знаменитыми философами — Гегелем и Шеллингом. Молодые люди увлекались идеями Руссо, восторженно приветствовали Французскую революцию (14 июля 1793 г., в годовщину падения Бастилии, трое друзей посадили в Тюбингене «дерево Свободы»), В 1794—1795 гг. Гёльдерлин живёт в Йене и Веймаре, слушает лекции философа Фихте, знакомится с Гёте, сближается с Шиллером, печатается в его журналах и альманахах.

Фридрих Гёльдерлин
Фридрих Гёльдерлин

Высший поэтический взлёт Гёльдерлина пришёлся на последние годы XVIII в. В это время он жил во Франкфурте и был поглощён духовным общением с Гегелем. Тогда же Гёльдерлин, служивший гувернёром в богатой семье Гонтаров, испытал глубокое чувство к Сюзетте Гонтар (матери своего воспитанника). После конфликта с её мужем он покинул Франкфурт.

В октябре 1927 г. М. И. Цветаева, знавшая немецкую поэзию, как её знали очень немногие, писала М. Горькому из Парижа: «Вы просили о Гёльдерлине. — Гений, просмотренный не только веком, но и Гёте. Случай чудесного воскресения через с лишним век.. Мой любимый поэт. Совершенно бесплотный, чистый дух и — сильный дух... Родом — с Неккара, духовно же — эллин, брат тех богов и героев. Германский Орфей. Очень германский и очень эллин... У меня одна душа для Гёте, другая для Ф. Гёльдерлина»

Вечная нужда и неустроенность, литературный неуспех, известие о смерти Сюзетты Гонтар подорвали здоровье поэта; в 1802 г. его поразила неизлечимая душевная болезнь. С 1806 г. и до самой смерти Гёльдерлин живёт в Тюбингене, в доме столяра Циммера, доброго и начитанного человека, знакомого с его сочинениями. Этот дом с башней, прозванной башней Гёльдерлина, сохранился и стал музеем поэта.

Дом в Аауфене, где родился Ф. Гёльдерлин
Дом в Аауфене, где родился Ф. Гёльдерлин

В творчестве Гёльдерлина возродилось то первобытное, наивное ощущение близости человека к стихиям природы, которое запечатлено в греческих мифах. Одна из главных тем его поэзии — назначение человека. Боги даруют людям «небесный огонь», но они же обрекают их на «священное страдание» — жребий человека изначально трагичен.

Но нам в этом мире
Покоя не будет нигде.
Нерадостный род,
Мы проходим и гибнем,
Слепо стремимся
К часу от часа,
Как воды с обрыва
К обрыву стремятся
И в неизвестность вечно спешат.

«Песнь судьбы Гипериона», 1798 г. (перевод Г. И. Ратгауза)

Башня Гёльдерлина в Тюбингене
Башня Гёльдерлина в Тюбингене

Это стихотворение Гёльдерлина написано вольным размером, с явной ориентацией на античную поэзию. Вообще в его стихах часты гекзаметры, вольные ритмы, как в одах Пиндара, «алкеева строфа». Отсюда и особый величавый лад его поэзии. Античность для Гёльдерлина — не только образец совершенной эстетической гармонии, но ещё и воплощение живого союза людей и природы. В античном обличим является поэту и его возлюбленная Диотима (под этим именем, заимствованным у Платона, Гёльдерлин воспел Сюзетту Гонтар), афинянка, попавшая в чужое столетие. С необычайной мощью славя природу — неизменную спутницу человеческой вольности, Гёльдерлин постоянно обращается и к эллинским мифам, и к новой, созданной им самим поэтической мифологии (Отец Эфир, Мать Земля).

В поздних гимнах, так называемых ночных песнопениях, возникает сплав античности и христианства, глубокой древности и современности. В гимне «Единственный» поэт прямо обращается к Христу:

Господь и учитель мой!
О мой наставник!
………………………………………………..
...К тебе я привязан, Христос,
Брат Геракла.
Провозглашаю смело тебя
Также и братом Вакха...

(Перевод В. Б. Микушевича.)

С. Геснер. Античный пейзаж. 1 787 г.
С. Геснер. Античный пейзаж. 1 787 г.

Роман «Гиперион» (1797—1799 гг.) отвечал представлениям первых немецких романтиков о романе как всеобъемлющем литературном жанре — недаром К. Брентано в 1814 г. назвал его «одной из превосходнейших книг нашей нации, да и всего мира».

Гёльдерлин, по существу, стоял вне литературных и философских направлений своего времени, хотя и соприкасался со многими из них, В его творчестве культ античной красоты сочетался с ярко выраженной устремлённостью к действию. Он мечтал преобразить Гер-манию в духе своих идеалов. Поэтому эстетические взгляды Гёте и Шиллера казались ему слишком созерцательными. С романтиками он также не искал контактов, хотя и радовался, например, восторженному отзыву А. В. Шлегеля о своих стихах

Действие «Гипериона» разворачивается в XVIII в., во время восстания греков против турецкого султана. Юноша Гиперион мечтает об освобождении родины от тирании («...у меня всякий раз, когда кто-нибудь помянет о моей родине, такое чувство... будто надо мной забивают крышку гроба»). Хотя он и не сторонник насильственных действий, как его друг Алабанда, призывающий «корчевать гнилые пни», но с радостью участвует в начавшемся восстании. Однако повстанцы принимаются убивать и грабить, и герой, потрясённый, отказывается от дальнейшей борьбы.

Французская конституция. Иллюстрация из «Гёттингенского карманного календаря». 1792—1793 гг.
Французская конституция. Иллюстрация из «Гёттингенского карманного календаря». 1792—1793 гг.

«Гиперион» — один из величайших романов о любви; едва ли не самый обаятельный образ этой книги — Диотима, возлюбленная Гипериона, которая предрекает ему будущность поэта.

Роман состоит из писем Гипериона к его немецкому другу Беллармину. Размышляя на развалинах древних Афин об Элладе и её славе, Гиперион и его друзья мечтают об «обществе без государства», о вольной жизни в союзе с природой: «Государство — жёсткая скорлупа, облекающая зерно жизни, и только». Истоком философии они считают поэзию, высшей формой познания для них является красота.

Сцена из спектакля по трагедии Ф. Гёльдерлина «Смерть Эмпедокла» в венском «Йозеф стетише театер». 1943 г.
Сцена из спектакля по трагедии Ф. Гёльдерлина «Смерть Эмпедокла» в венском «Йозеф стетише театер». 1943 г. В роли Эмпедокла — М. Виман

Созданная Гёльдерлином лучезарная утопия резко противопоставлена убожеству и косности феодальной Германии. Изображая путешествие героя в Германию, автор даёт волю своему гражданскому негодованию. «Варвары искони», не способные «ни к какому божественному чувству», враждебные любому проявлению духовности, — такими предстают немцы в романе. Немецкая проза XVIII—XIX столетий не знает другого произведения, где пафос вольнолюбия и гражданского гнева звучал бы столь же мощно.

Первое собрание сочинений Гёльдерлина, в которое вошли его ранние неизвестные произведения, было издано в 1913— 1923 гг.

Незавершённая трагедия «Смерть Эмпедокла» (1798—1799 гг.) как бы подхватывает некоторые темы романа, придавая им более обобщённое философское и поэтическое звучание. Используя отдельные факты из жизни греческого мыслителя Эмпедокла (V в. до н. э.), Гёльдерлин наделяет своего героя чертами не только чудодея и целителя, но и непонятого пророка. Его Эмпедокл страстно жаждет наступления новых времён, когда люди будут жить в союзе равных, в единении с природой. Утратив надежду на скорые перемены, Эмпедокл избирает добровольную гибель в кратере вулкана Этна, чтобы таким образом пробудить от косности сограждан.

Создавая «Эмпедокла», Гёльдерлин ориентировался на античную драму. Отказавшись от бытовых подробностей, он сосредоточил внимание на философской проблематике. Образный строй трагедии насыщен мифологическими ассоциациями. В заключительных сценах второстепенные действующие лица дают своего рода комментарий к происходящему (наподобие хора в древнегреческих трагедиях).

При жизни Гёльдерлин редко печатался и потому был сравнительно мало известен в XIX в. Подлинное же возрождение Гёльдерлина — его посмертная слава, переводы на множество языков — началось с открытия немецкого филолога Н. фон Хеллинграта, обнаружившего в начале XX в. рукописи многих неизвестных ранее стихотворений поэта.

В России первая статья о Гёльдерлине появилась ещё в 1840 г. в журнале «Библиотека для чтения»; к числу его почитателей принадлежали А. И. Герцен, М. И. Цветаева, А. В. Луначарский

Восторженными поклонниками Гёльдерлина были экспрессионисты — поэты, заявившие о себе накануне Первой мировой войны. Заметное влияние оказал Гёльдерлин и на послевоенную немецкую поэзию.




Поделиться ссылкой