Футуризм в литературе Италии

Футуризм зародился в Италии в 1909 г. Это радикальное течение охватило все области культуры, включая политику и даже кулинарию, но наиболее ярко проявилось в изобразительном искусстве. Футуризм создал новый, революционный стиль — динамичный, агрессивный и воинственный. Его отличает дух экспериментаторства, разрушения старого, зрелищность, культ движения, силы, энергии, техники. Футуристы провозгласили, что их цель — изменить мир. В литературе они выступали с манифестами, в поэзии и прозе решительно порывали с классическими традициями, считая, что поэт через революцию форм должен приобрести власть над миром для создания новой реальности, новой цивилизации «сверхчеловеков» и машин.

У. Боччони. Шум улиц врывается в дом. 1911 г.
У. Боччони. Шум улиц врывается в дом. 1911 г.

Вдохновителем и главным «двигателем» футуризма был Филиппо Томмазо Маринетти (1876—1944) — теоретик, поэт, прозаик, человек талантливый и страстный, одинаково увлекавшийся спортом и мистикой. В первом из огромного количества манифестов — «Манифесте футуризма» (1909 г.) — он отвергает всю старую, «музейную» культуру во имя современной жизни, прославляет «риск, дерзость и неукротимую энергию, смелость, отвагу и бунт», утверждает, что «без наглости нет шедевров», а «ревущий автомобиль прекраснее, чем Ника Самофракийская». В манифесте звучат решительные призывы: «Плевать на алтарь искусства», «Мы разнесём вдребезги все музеи и библиотеки» (правда, сам Маринетти, живший очень буржуазно, собственную богатую библиотеку не сжёг), «Долой мораль, трусливых соглашателей и подлых обывателей!.. Долой женщин!». Воспевать надо технику, «рабочий шум, бунтарский рёв толпы» и войну, очищающую мир. Футуризм — это преобразование Вселенной: «С самой вершины мы бросаем вызов звёздам!».

Свои взгляды писатель подкрепил романом «Футурист Мафарка» (19Юг.). Последовавший за публикацией скандал и судебный процесс по обвинению автора в «оскорблении добрых нравов» Маринетти использовал для рекламы футуризма. В романе описан бессмертный механический летающий «сверхчеловек» в комплекте с запчастями. Выведена новая раса людей, они живут в воздухе, двигаясь со скоростью 300 километров в час, их города висят в небе, у них нет деления на классы, нищеты и болезней, а техника служит людям.

Н. Кульбин. Портрет Т. Маринетти. 1914 г.
Н. Кульбин. Портрет Т. Маринетти. 1914 г.

В «Техническом манифесте футуристической литературы» (1912 г.) Маринетти призывает «уничтожить „Я" в литературе», поскольку «теплота куска железа или дерева отныне более волнуют нас, чем улыбка или слёзы женщины». Провозглашая тезис «слова на свободе», футуризм требует упразднить синтаксис, глагол ставить лишь в неопределённой форме, отменить прилагательные и наречия, «сплетать образы беспорядочно и вразнобой». Так выявляется материя самого языка, его графические формы. Теперь страница текста превращается в сложный рисунок, где есть не только буквы, но математические и телеграфные знаки. Показательно название произведения Арденго Соффичи (1879—1964): «Bif § zf+18» (1915 г.). «Нормальное» же футуристическое стихотворение выгладит так

Автомобили повсюду
Королевские кареты и трамваи
в пронзительных криках
изрешечённых картечью птиц
Nous n’avons plus damour que pour
nous-memes
enfin
«Не разговаривайте с водителем
»

О плыть как влюблённая рыба
которая пьёт изумруды
В этих сетях запахов и бенгальских
огней!

А. Соффичи. «Перекрёсток» (перевод Е. М. Солоновича)

Обложка сборника Т. Маринетти «Zang Tumb Tumb». Издание 1914 г. Милан
Обложка сборника Т. Маринетти «Zang Tumb Tumb». Издание 1914 г. Милан

Футуризм распространился по всему цивилизованному миру. В 1913 г. Маринетти посетил Россию и обнаружил, что стихи русских футуристов (В. Хлебникова, В. Маяковского, А. Кручёных) по форме революционнее итальянских, а по содержанию гораздо глубже.

Политика для футуристов была такой же сферой творчества, как и поэзия. Они активно призывали к участию Италии в Первой мировой войне, шли на неё добровольцами, воспевая войну как пробуждение от слабости, инструмент силы и здоровья, прорыв к изначальному чувству единства жизни и смерти.

Группа футуристов. Т. Маринетти — крайний справа
Группа футуристов. Т. Маринетти — крайний справа

В 20-х гг. футуризм переживает кризис. Уходят многие поэты, но возникает «левое крыло» из молодых, выпустивших книгу «Динамит. Пролетарская поэзия. (Красное + чёрное)» (1922 г.). Футуризм охватывает всю Италию как мощное авангардное движение. В то же время у него появляются конкуренты — другие авангардисты. В 1924 г. проходит Первый конгресс футуристов, подчеркнувший независимый художественный характер движения.

«Мы не придаём человеческой жизни иного значения, кроме значения рискованной ставки в игорном притоне смерти». Т. Маринетти

В 30-х гг. футуризм уже живёт своими мифами, Маринетти обращается к мистике и даже к христианству, его травят как лидера «левого» искусства. В 40-х гг. вновь возобладала тема войны, захвата колоний, патриотизма. Маринетти едет корреспондентом на русский фронт, на Дон, но начинает сомневаться в правоте фашизма, впадает в несвойственный ему пессимизм. Последнее его сочинение — «Аэропоэма Иисуса», опубликованная только в 1991 г., — стало прорывом к вечности, к новой религиозности, к миру божественных энергий, где самое священное — это искусство.

К. Карра. Композиция с женской головой. 1915 г.
К. Карра. Композиция с женской головой. 1915 г.

Футуризм умер вместе с Маринетти в 1944 г. В 60-х гг. движение было признано исторически и эстетически ценным, футуристические произведения оказались достоянием музеев и библиотек, которые футуристы так и не удосужились сжечь в своём порыве к утверждению живой энергии мускулов и механизмов. А образы техногенного будущего частью воплотились в жизнь, частью стали элементом кинематографической фантастики.




Поделиться ссылкой