Генрих Бёлль (1917—1985)

Генрих Бёлль родился в Кёльне, в семье краснодеревщика. Страстный читатель с детства (в число его любимых авторов входили и русские писатели — Ф. М. Достоевский, JI. Н. Толстой, Н. В. Гоголь, Н. С. Лесков, И. Э. Бабель), по окончании классической гимназии он работал учеником продавца в букинистическом магазине. В апреле 1939 г. Бёлль записался в университет, но уже в июле получил призывную повестку из вермахта.

Генрих Бёлль
Генрих Бёлль

Шесть лет будущий писатель прослужил в пехоте: воевал во Франции, затем был переведён на Восточный фронт, участвовал в боях на Украине и в Крыму. В начале 1945 г. Бёлль дезертировал и попал в американский лагерь для военнопленных. После освобождения некоторое время работал в столярной мастерской, потом в статистическом управлении, а затем снова пошёл учиться в университет.

Литературный дебют Генриха Бёлля состоялся в 1947 г., когда в одном из кёльнских журналов был опубликован его рассказ «Весть». Уже через два года отдельной книгой вышла повесть писателя «Поезд пришёл вовремя», герой которой дезертировал из гитлеровской армии.

Обложка сборника рассказов Г. Бёлля « Не только к Рождеству»
Обложка сборника рассказов Г. Бёлля « Не только к Рождеству»

От рассказов с незамысловатыми сюжетами писатель постепенно перешёл к романам: в 1953 г. он опубликовал повесть «И не сказал ни единого слова», год спустя — роман «Дом без хозяина». Ранние произведения Бёлля наполнены жизненной конкретностью. Они написаны о недавно пережитом, в них узнаются реалии первых послевоенных лет.

Славу одного из ведущих прозаиков Федеративной Республики Германии принёс Бёллю роман «Бильярд в половине десятого» (1959 г.). Формально его действие происходит в течение одного дня, 6 сентября 1958 г., когда герой по имени Генрих Фемель, известный архитектор, празднует своё восьмидесятилетие. На самом же деле роман вмещает в себя не только события из жизни трёх поколений семьи Фемель, но и полувековую историю Германии. «Бильярд в половине десятого» состоит из внутренних монологов одиннадцати главных героев, одни и те же события представлены читателю с разных точек зрения, так что складывается более или менее объективная картина исторического быта Германии. Центральной в романе является тема расчёта с прошлым, попытка осознания истории этой страны в XX в. Своеобразным символом Германии становится грандиозное аббатство Святого Антония, в конкурсе проектов на постройку которого когда-то победил Генрих Фемель и которое было взорвано его сыном Робертом, ушедшим после гибели жены в антифашистское подполье. Однако послевоенная Германия оказывается не намного лучше довоенной: и здесь царят ложь, деньги, за которые можно откупиться от прошлого, разочарование...

Сборники рассказов Бёлля «Не только к Рождеству» (1952 г.), «Молчание доктора Мурке» (1958 г.), «Город привычных лиц» (1959 г.), «Когда началась война» (1961 г.), «Когда кон-чилась война» (1962 г.), пришлись по душе и читающей публике, и критикам

Заметным явлением в германской литературе стало следующее большое произведение Бёлля — «Глазами клоуна» (1963 г.).

«Глазами клоуна» — это своего рода роман о художнике (подобный жанр, повествующий о судьбе художника, его становлении, месте в обществе и о сути его творений, зародился в Германии в конце XVIII в., а его расцвет пришёлся на эпоху романтизма), перенесённый на конкретную западногерманскую действительность начала 60-х гг. XX столетия. Первое, что сообщает о себе главный герой Ганс Шнир: «Я — клоун, официальное наименование моей профессии — комический актёр». Небогатый событиями роман Бёлля — это, по сути, большой внутренний монолог двадцатисемилетнего Шнира, сына промышленника-миллионера, который вспоминает о годах детства, пришедшихся на войну, о послевоенной юности, размышляет об искусстве.

Г. Бёлль в Париже в 1941 г.
Г. Бёлль в Париже в 1941 г.

После того как героя покинула его возлюбленная Мари — её Шнир считает «своей женой перед Богом», — он начинает выпадать из ритма жизни, у него обостряются «две врождённые болезни — меланхолия и мигрень». Лекарством от жизненной неудачи для Ганса становится алкоголь; Шнир теряет форму и в итоге вынужден на время прервать выступления на сцене. Он возвращается в свою квартиру в Бонне, обзванивает знакомых, чтобы разыскать Мари, ставшую женой церковного служителя Цюпфнера. Однако из воспоминаний героя читатель понимает, что, в сущности, тот выпал из жизни задолго до того, как потерял любимую, — ещё в отрочестве, когда отказался участвовать в учениях гитлерюгенда, с согласия его родителей проводившихся в родовом поместье Шниров, и позже, в 20 лет, когда не захотел продолжить дело своего отца-промышленника и выбрал путь свободного артиста.

Монолог главного героя держится на противопоставлениях — сущности и наименования, правды и лжи. Он сравнивает, как вели себя окружающие его люди в годы нацизма и сейчас. Так, мать героя, некогда призывавшая сына «выгнать жидовствующих янки со священной немецкой земли» и пославшая на фронт свою дочь Генриетту, после войны возглавила «Комитет по примирению расовых противоречий». Вхожий в дом Шниров бульварный писатель Шницлер, всегда исповедовавший национал-социалистические взгляды, был взят американцами в новое правительство на «службу по линии культуры» и т. д. Люди, с которыми приходится общаться Гансу Шниру, продолжают, как и в годы Третьего рейха, лгать; их мир переполнен словесными клише-переименованиями понятий, очернённых ханжеской моралью. Например, любовь они называют не иначе как «плотское вожделение». Шнир оказывается весьма чувствителен к подобным проявлениям социальной лжи: метафорой такой обострённой восприимчивости становится необычная способность Ганса улавливать по телефону запахи собеседников.

К. Э. Мюллер. Иллюстрация к рассказу Г. Бёлля «Приключения вещевого мешка». Издание 1959 г.
К. Э. Мюллер. Иллюстрация к рассказу Г. Бёлля «Приключения вещевого мешка». Издание 1959 г.

Герой утрачивает все традиционные опоры в жизни: любовь, привычный быт, здоровье (упав во время выступления, Шнир сильно ушиб ногу). Религия также не может стать для него опорой: «католик по интуиции», свято верящий в таинство брака, часто напевающий про себя «негромким голосом духовные мелодии: хоралы, псалмы, мессы», он видит, как церковники на каждом шагу нарушают букву и дух христианских заповедей, а тот, кто искренно следует им, в условиях современного общества может превратиться в изгоя.

В 1951 г. на одном из чтений «Группы 47» писатель получил премию за небольшой рассказ «Чёрная овца» о молодом человеке, который не хочет жить так, как того требуют члены его семьи; позже эта тема станет одной из ведущих в творчестве Бёлля

В финале романа Ганс Шнир во время карнавала в клоунской одежде выходит на площадь перед Кёльнским собором, чтобы распевать куплеты «про римского папу». Клоун, шут в обрядах многих народов связан с идеей жертвенности. Ганс Шнир, таким образом, может рассматриваться как жертва прошлого своей страны, рассчитаться с которым невозможно.

Г. Бёлль на митинге в Праге. 1968 г.
Г. Бёлль на митинге в Праге. 1968 г.

Повесть «Потерянная честь Катарины Блюм, или Как возникает насилие и к чему оно может привести» (1974 г.) была написана под впечатлением от травли, разразившейся в западногерманской печати после нескольких выступлений Бёлля в защиту свободы личности; тогда его даже окрестили «вдохновителем» террористов.

Гитлерюгенд — фашистская молодёжная организация в Германии в 1926— 1945 гг., действовавшая под контролем нацистской партии

Центральная проблема повести — вторжение государства и прессы в личную жизнь простого человека. Главная героиня Катарина Блюм, молодая женщина двадцати семи лет, работающая экономкой в доме преуспевающей четы адвокатов, на вечеринке знакомится с неким молодым человеком и с первого взгляда влюбляется в него. Однако выясняется, что её избранника подозревают в совершении тяжкого преступления и за ним установлена слежка (позже автор в ироничном тоне скажет о неоправданности этих подозрений). Один из полицейских сообщает в газету о том, что Катарина каким-то образом связана с молодым человеком. С этого момента начинается травля невиновной женщины и близких ей людей. Статьи с огромными сенсационными заголовками, в которых говорится о связи Катарины с международным терроризмом и «левыми», появляются на первой полосе газеты, журналисты пытаются разузнать о ней всё, перевирают на свой лад слова её друзей и родных.

Так жизнь простого человека искажается и становится достоянием миллионов обывателей. В глазах общества героиня оказывается заведомо виновна в том, чего не совершала. Будучи не в состоянии вынести волнений, в больнице умирает мать Катарины (к ней в палату под видом врача проник журналист и попытался взять интервью — это, сообщает автор, по всей видимости, и стало причиной смерти; газета же написала, что мать не смогла пережить позора своей дочери, «продавшейся коммунистам»). В результате героиня решается на убийство: во время карнавала она стреляет в журналиста Тётгеса, за подписью которого появлялись «разоблачительные» статьи.

Кадр из фильма по повести Г. Бёлля «Потерянная честь Катарины Блюм». Режиссёр Ф. Шлендорф. 1975 г.
Кадр из фильма по повести Г. Бёлля «Потерянная честь Катарины Блюм». Режиссёр Ф. Шлендорф. 1975 г.

Об опасности надзора государства за своими гражданами и «насилии сенсационных заголовков» рассказывают и последние произведения Бёлля — романы «Заботливая осада» (1979 г.) и «Образ, Бонн, боннский» (1981 г.). В них писатель с особенной силой защищает ценности, остававшиеся для него главными на протяжении всей жизни, — правдивое слово и свободу личности.




Поделиться ссылкой