Генрик Сенкевич (1846—1916)

Польский писатель Генрик Сенкевич получил мировую известность в первую очередь благодаря своим масштабным историческим романам.

Генрик Сенкевич
Генрик Сенкевич

Именно за исторический роман из времён императора Нерона («Камо грядеши», 1894—1896 гг.) ему в 1905 г. была присуждена Нобелевская премия.

Это, однако, ничуть не мешало Сенкевичу оставаться писателем современным: в своём творчестве он не только воплотил литературные принципы второй половины XIX в., но и предвосхитил некоторые особенности литературы XX столетия.

Жизнь распорядилась так, что литературная деятельность оказалась для Сенкевича основным источником средств к существованию. Выходец из небогатой семьи, он рано столкнулся с необходимостью зарабатывать себе на хлеб. Сначала пробовал учительствовать, а затем обратился к журналистике. Должность газетного репортёра позволяла в полной мере проявить дар наблюдения, тонкое чувство стиля и немалое трудолюбие, которыми Сенкевича, по признанию современников и коллег, щедро наделила природа.

С. Савичевский. Иллюстрации к исторической прозе Г. Сенкевича. Издание 1906 г.
С. Савичевский. Иллюстрации к исторической прозе Г. Сенкевича. Издание 1906 г.

Его первые литературные опыты тесно связаны с основными темами газетной публицистики тех лет. В «Юморесках из портфеля Воршиллы» (1872—1873 гг.) Сенкевич изобразил два социальных слоя, весьма характерных для Польши 60—70-х гг. XIX столетия, — уходящую в прошлое косную шляхту и молодую, динамичную буржуазию. Причём (как и следовало ожидать от прогрессивного журналиста) шляхтичи были показаны сатирически, гротескно, а буржуа — идеализированно, дидактически.

Роман «Огнём и мечом» посвящён польско-казацкому конфликту 1б48—1654 гг., «Потоп» — шведскому вторжению в Польшу в 1655—1660 гг., «Пан Володыевский» — польско-турецкой войне 1672—1673 гг.

В 1876 г. Сенкевич получил крупное и ответственное задание. Ежедневная «Газета Польска» направила его своим корреспондентом на выставку в Филадельфии, посвящённую столетию провозглашения независимости США. В связи с этим заданием Сенкевич посетил Англию, проехал Штаты из конца в конец, побывал во Франции и в Италии, отовсюду отсылая в редакцию путевые заметки. Они составили цикл под общим названием «Письма из путешествия». В него вошли колоритные очерки о Нью-Йорке, о жизни на Великих Американских Равнинах и о Калифорнии.

В Америке возникли и «Эскизы углём» (1877 г.) — небольшая сатирическая повесть о жителях деревни Баранья Голова Ословицкого уезда, отданных помещиком в полную власть пройдохи-писаря.

Впервые композиционная схема, использованная в «Трилогии», была опробована Сенкевичем в повести «Ганя» (1876 г.)

В 1879 г. Сенкевич вернулся в Варшаву. Рассказы, созданные им в течение нескольких последующих лет, стали классическими образцами польского позитивизма — в них есть и социальная острота содержания, и фактическая достоверность описания, и научная точность характеристик Сенкевич пишет о судьбе деревенских детей, о насильственном онемечивании польской школы, о непростой жизни польских крестьян, выехавших на заработки в Америку, причём критический пафос публициста сочетается в его рассказах с незаурядной наблюдательностью и вниманием к деталям.

Важной вехой в творчестве Сенкевича стало 2 мая 1883 г. В этот день одновременно в двух газетах (в варшавском «Слове» и краковском «Часе») появились первые фрагменты самого известного и самого читаемого в Польше сочинения писателя — так называемой «Трилогии».

Сохранились письма, в которых читатели буквально умоляли Сенкевича не причинять больше зла тому или иному полюбившемуся персонажу. Более того, известны случаи, когда по погибшим героям «Трилогии» заказывались поминальные службы

Внушительный по размерам исторический «сериал» на долгое время захватил умы читателей и подчинил себе всю жизнь Сенкевича, обязанного по условиям договора регулярно сдавать в печать очередной фрагмент. «Трилогию» составляют романы «Огнём и мечом» (1884 г.), «Потоп» (1886 г.) и «Пан Володыевский» (1888 г.). В них писатель обратился не к животрепещущим проблемам современности, а к делам двухсотлетней давности — бурным событиям второй половины ХVII столетия.

Герои «Трилогии» — друзья-шляхтичи Скшетуский, Кмициц, Володыевский, Заглоба, Подбипента попадают в самые сложные ситуации, но с честью выходят из любых передряг, неизменно храня верность Церкви, королю, отчизне и прекрасной даме. Историческим фоном романов служит война, изображённая в не совсем типичной для второй половины XIX в. эпической манере: как битва богатырей, которые без тени сожаления разят неприятеля и не замечают крови — ни чужой, ни своей.

Ян Матейко. Битва под Грюнвальдом. 1878 г.
Ян Матейко. Битва под Грюнвальдом. 1878 г.

Сенкевич ввёл в повествование и реальных исторических персонажей, среди них — польские князья Януш и Богуслав Радзивиллы, гетман Украины Богдан Хмельницкий, польский король Ян Казимир, шведский король Карл Густав. При этом писатель отошёл от общепринятых в исторической науке того времени трактовок. Так, Иеремия Вишневецкий, «князь Ярема», которого историки рисовали недальновидным самодуром, превратился по воле романиста в талантливого политика и удачливого полководца, верного заступника католической Речи Посполитой.

Неожиданным для эпохи технического прогресса было появление у Сенкевича религиозно-мистических мотивов (в «Потопе» чудеса и знамения укрепляют дух защитников Ясногурского монастыря — главной католической святыни Польши) и сказочных персонажей (в романе «Огнём и мечом» невеста главного героя оказывается в плену у ведьмы Гарпины).

Писатели-позитивисты раскритиковали новое произведение. И в самом деле, в «Трилогии» есть к чему придраться. Во всех трёх романах повторяется одна и та же схема: три основных персонажа — «рыцарь» (Скшетуский, Кмициц, Володыёвский), «дама» (Елена, Оленька, Бася) и «злодей-иноверец» (Богун, князь Богуслав Радзивилл, Азья Тугай-беевич) и непременный счастливый конец — свадьба доблестного воина и красавицы.

Может показаться сомнительным и то, что положительные герои «Трилогии» не отличаются ни образованностью, ни особой душевной тонкостью. Но Сенкевич — и в этом, пожалуй, его основное расхождение с большинством литераторов второй половины ХЕК в. — не считал, что художественная проза должна непременно давать пищу для ума, развивая и воспитывая читательскую аудиторию. Писатель стремился «укреплять сердца» людей, постоянно сталкивающихся с неприглядной повседневностью. Общественному расслоению, национальному угнетению, приобретавшему порой уродливые формы, бюрократизму, процветавшему в российской, австрийской и прусской администрациях на польских землях, Сенкевич противопоставил прекрасную мечту о великой стране, о шляхетской Речи Посполитой, населённой простыми, но достойными людьми. И массовый читатель принял эту мечту, живо реагируя на каждый новый поворот в судьбе полюбившихся героев.

Тема простого, но достойного человека получила развитие и в более поздних произведениях Сенкевича. Мировую, а не только национальную славу писателю принёс роман «Камо грядеши», сразу же после выхода в свет переведённый на все основные европейские языки, в том числе и на русский. Действие этого романа происходит в Риме в I в. Молодой аристократ, приближённый императора Нерона Марк Виниций, влюбляется в пленную царевну. Это чувство взаимно; влияние, которым пользуется блестящий придворный и доблестный солдат Виниций, должно бы обеспечить счастье молодых, но царевна — христианка. Боясь впасть в грех, красавица бежит от своего возлюбленного и скрывается в бедных кварталах Рима. Поиски невесты приводят Виниция на собрание христиан, где он становится невольным слушателем проповеди апостола Петра. Сначала гордый римский аристократ противится непритязательным евангельским истинам, однако открытость и простота нравов, царящие в христианской общине, пришлись ему по душе — Виниций принял крещение и всем сердцем уверовал в Спасителя.

Завершается роман потрясающей воображение картиной гонений на христиан: императора убедили в том, что приверженцы «опасной секты» повинны в знаменитом пожаре Рима 64 г. Но бесчинства безумного тирана не способны сломить дух праведников. «Ушёл в прошлое Нерон, как проходят ветер, гроза, пожар, война или мор, а базилика Петра на Ватиканском холме доныне царит над Римом и миром».

С огромным интересом были встречены читателями и другие произведения Сенкевича, в частности роман «Крестоносцы» (1900 г.), посвящённый войне Польши с немецким Тевтонским орденом и разгрому рыцарей под Грюнвальдом в 1410 г.

Манера письма Сенкевича оказалась доступна самой широкой аудитории. Он мастерски раскрывал именно те черты своих героев, которые были близки и понятны массовому читателю. Поэтому произведения Сенкевича — и в первую очередь его исторические романы — стали настоящими образцами высокопрофессиональной «массовой» литературы.




Поделиться ссылкой