Илья Чавчавадзе (1837—1907)

Этого человека — писателя, поэта, критика, публициста, общественного и государственного деятеля — уже при жизни называли наставником и учителем грузинского народа. Идеи и эстетические принципы, привнесённые им в грузинскую литературу второй половины XIX в., естественным образом пришли на смену исканиям грузинских романтиков. С ними у Ильи Чавчавадзе сложились сложные отношения, перешедшие в спор «отцов и детей». Искренне преклоняясь перед литературным гением своих предшественников (именно он «открыл» и впервые напечатал стихи Николоза Бараташвили, именно он называл Григола Орбелиани «львом грузинского литературного языка»), Чавчавадзе попрекает их равнодушием к своей стране и своему народу.

Илья Чавчавадзе
Илья Чавчавадзе

Илья Чавчавадзе принадлежал к одной из младших ветвей рода князей Чавчавадзе. Отец Ильи служил офицером в русской армии и отличился в Кавказской войне. Раннее детство будущего писателя прошло в горах, в селе Кварели, его первым учителем был сельский староста. Тесное общение с крестьянами, наблюдение за их повседневной жизнью помогли ему в зрелые годы составить реальное представление о положении своего народа. Родители Ильи умерли рано, и родственники определили его сначала в частный пансион в Тбилиси, а затем в знаменитую Первую гимназию, где ранее учились многие видные деятели грузинской культуры. Там он написал свой первый шедевр, стихотворение «Горам Кварели» (1857 г.), в котором ещё чувствовалось сильное влияние романтической традиции:

Горы Кварели, сопутники юности
нежной,
Долг перед жизнью влечёт меня в путь
неизбежный.
Судьбы грядущего требуют нашей
разлуки, —
Можно ли требовать более тягостной
муки!
(Здесь и далее перевод Н. А. Заболоцкого.)

После гимназии Чавчавадзе поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. В России эти годы — пора высшего расцвета народнического движения, к которому и примкнул Илья Чавчавадзе.

В 1861 г. за участие в студенческих волнениях его исключили из университета. Чавчавадзе вернулся в Грузию и возглавил группу тергдалеули, выступавших против старых литературных традиций и за реформу грузинского языка в духе народности: литература должна говорить только с народом и только понятным ему языком. Тергдалеули ратовали за реалистическое искусство, которому предстояло прийти на смену романтическому, однако в стихотворениях и поэмах Чавчавадзе есть черты обоих этих направлений. Одной из главных тем его поэзии, как и у романтиков, была тема освобождения Грузии. И здесь на первый план выступает мотив самопожертвования во имя своей родины и своего народа. В исторической поэме «Димитрий Самопожертвователь» (1878 г.) поэт описывает подвиг царя, который в эпоху татаро-монгольского ига добровольно отдал себя на муки и смерть в Орде, дабы избавить родную Грузию от очередного опустошительного нашествия.

Постепенно наряду с романтическим патриотизмом в стихах и особенно в прозе Чавчавадзе всё больше места занимает реалистичный взгляд на жизнь народа, на проблему бедности и богатства. Так, в поэме «Видение» (1859 г.) перед мысленным взором поэта проносятся и картины грядущего освобождения Грузии, и картины «освобожденья честного труда»:

Труд на земле давно порабощён,
Но век идёт, — и тяжкие оковы
Трещат и рвутся, и со всех сторон
Встают рабы, к возмездию готовы.

Площадь в Тифлисе. XIX в.
Площадь в Тифлисе. XIX в.

Социальные проблемы Чавчавадзе рассматривал прежде всего через призму проблем нравственных. Так, сюжет поэмы «Несколько картин, или Случай из жизни разбойника» (I860 г.) на первый взгляд выстроен по вполне романтическим канонам: злой князь приказывает запороть строптивого старика-крепостного на глазах его собственного сына, и тот убивает князя, после чего становится соратником местного Робин Гуда — Арсена. Но радость от свершившегося возмездия неотделима от печальной неудовлетворённости миром, в котором могут твориться такие злодеяния. Особенно ярко реалистические тенденции творчества Чавчавадзе проявились в прозаических произведениях — повестях и рассказах, таких, как «Рассказ нищего» (1859 г.), «Отарова вдова» (1887 г.), «У виселицы» (1880 г.).

Большую часть жизни Илья Чавчавадзе находился в оппозиции к государственному режиму Российской империи, однако его авторитет был столь велик, что незадолго до смерти его избрали в Государственный совет. Здесь в 1907 г. Чавчавадзе произнёс яркую речь, в которой ратовал за отмену смертной казни. В том же году он был убит неизвестными неподалёку от Тбилиси.




Поделиться ссылкой