Карел Чапек (1890—1938)

Творчество крупнейшего чешского писателя Карела Чапека очень разнообразно. Мы не перестаём смеяться, читая его юмористические рассказы, удивляемся его социально-фантастическим предвидениям, поражаемся глубине понимания человеческой жизни, её сложности и противоречивости, вместе с автором возмущаемся тоталитаризмом и близорукостью людей, не сознающих его опасности.

Карел Чапек
Карел Чапек

Чапек получил хорошее философское образование и, став писателем, сохранил тягу к философским парадоксам. Много сил он отдавал журналистике. «Работу в газете, — говорил Чапек, — я считаю великой выгодой: она заставляет меня интересоваться всем на свете — политикой, экономикой, спортом, последними новинками и т. д.». Некоторые юмористические и научно-фантастические произведения он писал вместе со своим братом Йозефом — замечательным художником, погибшим впоследствии в фашистском лагере.

Очевидно, совместно они придумали и новое существо — человека-машину — и назвали его «робот» (от чешского слова, обозначающего крепостного крестьянина). В пьесе «R.U.R.» (1920 г.) Чапек развивает тему искусственного человека. Налаженное производство роботов, гораздо более выгодных предпринимателю, так как они послушны и лишены человеческих потребностей, обещает избавить людей от необходимости трудиться. Однако роботы, выйдя из повиновения, устраивают бунт против хозяев-эксплуататоров; в результате гибнут всё человечество и сами машины. Лишь два совершенных робота, выработавшие в себе человеческие чувства и полюбившие друг друга, вселяют надежду на возрождение цивилизации.

Йозеф и Карел Чапеки
Йозеф и Карел Чапеки

В середине 20-х гг. к Чапеку приходит европейская слава. Он путешествует по Европе, отчитываясь перед читателем сериями юмористических путевых заметок. При участии брата пишет циклы смешных зарисовок «Как это делается» (1925—1938 гг.), где в гротескном виде раскрывает «тайны ремесла» в газетном деле, кино, театре и т. д. Чапек становится одним из первых теоретиков нового вида искусства — кинематографа.

«Взгляни на себя, человек, ведь в тебе заключено чуть ли не всё человечество. И вот что страшно: когда ты грешишь, вина падает на всех остальных». К. Чапек

Приход в 1933 г. к власти в Германии фашистов, с их открытой проповедью расизма и насилия, ужаснул писателя. Он понял, что «мы присутствуем при величайшей культурной катастрофе в мировой истории: целая нация, целая империя приняла духовную веру в звериные начала». В 1936 г. Чапек публикует антифашистский роман-памфлет «Война с саламандрами». Это фантастическая сатира на буржуазное общество, на фашизм, капитализм, милитаризм, расовую теорию. Автор виртуозно использует приёмы журналистики, политической полемики, научного изложения, комиксов и приключенческой литературы, создавая стилистическую игру, пародирующую массовую культуру.

Й. Чапек. Как ставят пьесу
Й. Чапек. Как ставят пьесу

Роман состоит из ряда эпизодов, описывающих путь саламандр от редких рептилий до хозяев мира. В океане обнаружены какие-то «морские черти», они «совсем чёрные, приблизительно 1,6 м в длину, считая хвост, и бегают на двух ногах». Предприимчивый капитан выдрессировал животных, их стали показывать в зоопарках и балаганах. Журналисты сделали из этого сенсацию. Саламандры научились читать и говорить. Когда учёные обсуждали вопрос об их умственных способностях, рептилии демонстрировали умение изъясняться газетными и рекламными фразами: «А газеты ты часто читаешь? — Да, сэр. Каждый день, сэр. — А что тебя там больше всего интересует? — Судебная хроника, бега и скачки, футбол... — Можно ли осмотреть ваш язык? — Да, сэр. Чистите зубы пастой „Флит". Самая экономная. Наилучшая из всех».

«Главная задача науки и техники — не рискованное расширение до бесконечности человеческих возможностей и способностей, а тщательная забота о сохранении жизни». К. Чапек

Капиталисты организуют синдикат по эксплуатации труда саламандр, торгуют ими как дешёвой рабочей силой. Учёные их исследуют (Чапек даже приводит целый список «научной литературы» по саламандроведению). Постепенно с помощью людей саламандры проходят большой путь по ступеням цивилизации и уподобляются людям. У людей же появляется ненависть к своей истории и культуре, они хотят простоты, «осаламандриваются». Один философ даже начал доказывать, что на месте духовно разложившегося Запада саламандры создадут счастливый, целостный и однородный мир.

Иллюстрация К. Чапека к роману «Война с саламандрами»
Иллюстрация К. Чапека к роману «Война с саламандрами»

Затем саламандры переходят в наступление. Они перенимают у людей идеологию фашизма и берутся за обновление мира на здоровых началах, без «разложившейся» западной культуры. Вождём саламандр становится человек, подобный Гитлеру. Великие державы из-за взаимных распрей фактически потворствуют саламандрам, проводя «мирные конференции». Пророческие предупреждения об опасности люди не воспринимают всерьёз, как и первые военные акции саламандр, устраивающих землетрясения посредством взрывов в океане. Автор прерывает рассказ и рассуждает о возможном будущем: саламандры подчинят людей, разрежут континенты, чтобы было больше берегов. Спасти мир сможет только мировая война между самими саламандрами «во имя истинной саламандренности, национальной славы и величия». Отравив воду химическими ядами, бактериями и лягушачьей чумой, саламандры погибнут, и тогда с гор спустятся люди и вновь будут создавать человеческую цивилизацию, в преданиях которой, подобно легенде об Атлантиде, сохранятся смутные воспоминания о какой-то затонувшей Англии или Франции...

«Война с саламандрами» стала самым популярным произведением Чапека. В радиообращении к народу в сентябре 1938 г. писатель призвал «запастись твёрдыми и неизменными духовными устоями, чтобы выдержать любое испытание». Он был уверен: если люди не утратят веры в будущее и надежды на лучший миропорядок, если откажутся от соучастия в преступлении, они остановят фашизм. Чапека услышали во всём мире, его публично поддержали Бернард Шоу, Томас Манн и Рабиндранат Тагор. Чешского писателя выдвинули на Нобелевскую премию, но комитет по премиям испугался немцев.

И. Чапек. Играющие дети. 1928 г.
И. Чапек. Играющие дети. 1928 г.
А. Гоффмейстер. Карел Чапек — огородник. 1934 г.
А. Гоффмейстер. Карел Чапек — огородник. 1934 г.

Правая печать требовала запрета произведений Чапека, раздавались угрозы физической расправы. Дар провидца катастроф не обманул писателя: по Мюнхенскому соглашению 1938 г. западные державы позволили Германии отторгнуть значительную часть чешских земель. В оставшейся части установился антидемократический режим. Вскоре Чапек скончался.

После полной оккупации немцами чешских земель фашисты вспомнили о нём. Но случился какой-то сбой в работе гестапо — в марте 1939 г. пришли арестовывать уже покойного писателя. Это была реальная фантасмагория в духе созданных Чапеком мрачных сатир.

Сцена из спектакля по пьесе К. Чапека «R.U.R.». Нью-Йорк. 1922 г.
Сцена из спектакля по пьесе К. Чапека «R.U.R.». Нью-Йорк. 1922 г.



Поделиться ссылкой