Марк Твен любил говорить, что литературой занялся случайно. Может быть, он шутил, но только Сэмюэл Ленгхорн Юкменс стал писателем Марком Твеном действительно достаточно поздно, сменив прежде множество занятий.
Родился он в семье провинциального адвоката, детство провёл в маленьком городке Ганнибал на берегу Миссисипи. Семья была бедна, отец умер, когда мальчику было двенадцать лет. Не окончив школы, Сэм пошёл учеником в типографию, работал наборщиком, потом выучился ремеслу лоцмана на Миссисипи. С началом Гражданской войны Клеменс из любви к приключениям записался добровольцем в армию южан, но прослужил недолго. Потом он искал серебро в Неваде, но старателем оказался неудачливым и в поисках заработка стал писать в местных газетах. Во время «золотой лихорадки» в Калифорнии он уже золота не искал, а только писал для газет и своими рассказами начал приобретать некоторую литературную известность. Когда появился писатель Марк Твен, Сэмюэлу Клеменсу исполнилось тридцать.
Затем была репортёрская работа, поездки, выступления с «лекциями» — публичными чтениями собственных юмористических рассказов, первая книга, женитьба на дочери состоятельного предпринимателя, большие литературные успехи, путешествия по всему миру, выход в свет одного романа за другим, большой дом в Хартфорде (штат Коннектикут), мировая слава, два десятилетия благополучия и богатства. В те годы Твен основал приносившее хороший доход издательство, вкладывал немалые деньги в изобретения — парогенератор, наборную машину Пейджа — отчасти из любви к технике, отчасти из стремления стать настоящим капиталистом, разбогатеть, надёжно обеспечить семью.
А после было банкротство издательства, потеря вложенных в изобретения денег, долги, кругосветное путешествие уже немолодого писателя с публичными чтениями, новые книги, смерть дочери, острые политические памфлеты, смерть жены, новые памфлеты, смерть другой дочери...
Марк Твен написал очень много книг самых разных жанров и самого разного литературного достоинства. Начинал с газетных фельетонов с грубоватым, бесшабашным юмором. Потом пошли очерки, путевые заметки — их в наследии Твена больше всего. Они неизменно полны остроумия и тонкой наблюдательности, многие стали классикой жанра. Исторический роман-сказку «Принц и нищий» (1882 г.) знают дети всего мира. По сей день читают и другой его роман, где исторический жанр сплетён с фантастикой, — «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» (1889 г.). Твен публиковал ядовитейшие памфлеты, их мишенью становились и американский генерал Фанстон, бесчинствовавший на Филиппинах, и русский царь, и бельгийский король. Написал биографию Жанны д’Арк (1896 г.) — это сочинение он сам почему-то ценил больше всего остального. Ещё Твен писал философскую прозу: есть у него забавная фантастическая повесть «Путешествие капитана Стормфилда в рай» (1907—1908 гг.), а есть и глубокомысленная — «Таинственный незнакомец» (опубликована посмертно в 1916 г.). Он сочинял даже философские трактаты. Однако бессмертие Марку Твену принесли две книги — романы «Приключения Тома Сойера» (1876 г.) и «Приключения Гекльберри Финна» (1884 г.).
А первую литературную славу ему принесла «Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса» (1865 г.). Сам автор, тогда ещё начинающий калифорнийский журналист, был этим несколько озадачен и смущён — ведь он написал столько хороших рассказов, а публика и издатели почему-то дружно ухватились за какую-то легкомысленную «Лягушку».
Но современники Марка Твена не ошибались — «Скачущая лягушка» действительно маленький шедевр. И дело не в содержании рассказа, а в том, с каким уморительным, искромётным (и, увы, практически непереводимым) юмором рассказана Твеном история о том, как двое побились об заклад, чья лягушка дальше прыгнет, и один из спорщиков потихоньку накормил лягушку другого ружейной дробью.
Две самые знаменитые книги Марка Твена — «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна» — вполне оправдывают своё название: приключений там и правда много. Вот основные сюжетные ходы, на которых построено повествование: убийство, показания на суде нечаянного свидетеля, бегство убийцы, поиски клада, ночное выслеживание грабителей, погоня, муки голода заблудившихся в пещере, чудесное спасение, первая любовь, озорные школьные проделки, побег из дому, переодевание в женское платье, инсценировка собственной гибели, жизнь на необитаемом острове, кровная вражда, кража мешка с золотом, освобождение невольника, опять погоня...
«Приключения Тома Сойера» — чрезвычайно жизнерадостная книга. Более того, это книга об очень счастливом человеке. На первый взгляд она должна бы быть скучной: о чём писать, в чём конфликт, если уже всё хорошо, всё в порядке? Однако живость сюжету придаёт игра — мальчишки играют в пиратов, в разбойников, в кладоискателей.
В «Томе Сойере» вещи обретают ценность и смысл лишь тогда, когда становятся предметом игры. Причём этот взгляд не осмеян как детский, наивный, — напротив, оказывается, что взрослые разделяют удовольствие от игры. Не только учителю в школе интересно, как гоняют клеща по парте, но и прихожан в церкви очень порадовал пудель, который неосторожно уселся на жука с крепкими челюстями.
В каждой вещи, в каждом деле важна эта привлекательная для души сторона, стоит только её найти. Побелка забора в выходной день из каторжной работы превращается в заманчивое занятие, и уже не надо за плату нанимать приятелей работать вместо себя, можно просто продавать им очередь белить забор. Не менее блестящая сцена в романе — приезд в школу окружного судьи. Все — и ученики, и учителя — стараются щегольнуть, отличиться перед такой знаменитостью. Но и сам судья усердствует в том же, потому что произвести впечатление на окружающих — одна из главнейших целей любой игры.
Игра, однако, привела мальчишек ночью на кладбище, где они оказались свидетелями убийства. Тут уже не до шуток, опасность грозит их собственным жизням. В таком случае литературный обычай подталкивает писателя изобразить, как сердца благородных юношей зажглись отвагой, как они, презирая опасность, смело бросились исполнять свой долг... А Марк Твен не скрывает смертельного ужаса героев. Они клянутся друг другу молчать об увиденном. Когда же выясняется, что невиновному грозит виселица, Том Сойер, испытывая муки совести и умирая от страха, даёт показания на суде. Именно в этом разница между настоящей литературой и обычной приключенческой выдумкой. Книга Твена не только об игре, страхе, детском легкомыслии, но ещё о совести, чести и мужестве.
«Приключения Гекльберри Финна» — произведение ещё более глубокое. Хемингуэй говорил, что вся современная американская литература имеет источником эту книгу и лучшей книги с тех пор не создала.
Для Тома Сойера отношения с миром — увлекательная игра, но у этой игры всегда существуют чёткие правила, почерпнутые из книжек. Кроме того, есть старшие, школа, закон, религия. А Гек Финн — сын городского пьяницы, бездомный, и жизнь чаще поворачивается к нему своей неприглядной стороной. Когда неожиданно привалившее богатство позволяет Геку войти в общество, оказывается, что даже самые обычные житейские нормы — жить в доме, спать в постели, носить чистую одежду, ходить в школу — стесняют его.
Гек Финн живёт в пустой бочке за старой бойней. От усыновившей его богатой вдовы он сбежал: у неё в доме сытно, но уж очень досаждают порядки и приличия. Том Сойер уговаривает друга вернуться: если Гек не станет вести себя прилично, он не примет его в шайку разбойников, которую собирает. Забавная логика: чтобы стать разбойником, надо быть приличным и благовоспитанным.
В романе сквозь современный сюжет часто просвечивает другой, классический; эта литературная игра придаёт книге глубину и объёмность, действительность испытывается классическими образцами, а классические образцы испытываются жизнью.
Вдова читает Геку библейское предание о Моисее, и выбрала она его, вероятно, с умыслом. В Книге Исхода рассказывается, как Моисей был брошен в реку в просмолённой корзинке, а затем найден в тростнике и усыновлён дочерью фараона. Вдова, видимо, надеется, что Геку история приёмыша будет близка и интересна. А тот простодушно удивляется: и чего вдова так носится с этим Моисеем, ведь он ей даже не родня. Если бы Гек дослушал историю до конца, он бы узнал, как спустя годы Моисей вывел из Египта евреев, которые были в рабстве у фараона, отца его приёмной матери. Гек Финн мог бы вспомнить эту историю позже, когда он сам устроил побег чернокожему Джиму, принадлежащему мисс Уотсон, сестре своей приёмной матери.
Продолжает тему и отсылка к классике английской литературы: приключения Гека и Джима на необитаемом острове во многих деталях повторяют историю Робинзона и Пятницы. Только вместо драмы человека, тоскующего по обществу, от которого он оторван из-за кораблекрушения, у Марка Твена — радость спасшегося беглеца, добровольного изгнанника.
Марк Твен — большой и сложный писатель. Но читаются его произведения легко, и миллионы людей, полюбившие книги Твена ещё в детстве, даже не подозревают, что в них осталось что-то непонятое, незамеченное.